Вениамин (Милов), еп. - Чтения по литургическому богословию - Христианский пост по изображению Постной Триоди

Кратко и обобщенно о цели поста можно сказать, что он есть бесстрастие и вместе воссияние в бесстрастии любви к Богу и людям.

В ответ на личную любовь к Богу постящихся Господь милостиво прощает им грехи [28] и являет Свою благодатную светлость [29] и обрадование [30] во Святом Духе.

Раскрытое литургическое учение о существе душевного поста укладывается в такую формулу:

Душевный пост есть вытеснение из души страстных мыслей, чувств и влечений благодатию молитвы и подвигами смирения и милосердия и одновременное возгорение чистой любовью к Богу и людям.

Подвиг лощения от движений гордости, самозамкнутости и своекорыстия христианин сопровождает сильнейшими напряжениями: а) к смирению, б) к покаянной молитве и в) милосердию.

А

Смирение - постоянный и неотлучный спутник верующих во Христа всегда, во время поста изливается в стенаниях, воздыханиях, плаче пред Богом о грехах и мольбах об их прощении. Подобно приточному мытарю, постящиеся молятся в душевной клети Богу сокрушенно, плачевно, самоосужденно и смиреннейшими словами. Их внутренний взор не видит вокруг себя никаких других грешников, кроме себя. Сокрушенных духом и приходящих без высокомудрых помыслов о себе, Господь не унижает, но принимает. Он дает им богатство оправдания и покрывает их обнажение благодатию Духа Святого. Смиренные в чувстве своей внутренней нищеты низложили свой гордый ум и оттолкнули от себя самовосхваление, надменные мысли о себе, злобу, дерзость и свирепый нрав. Это возвышает их в очах Божиих и возводит к Богу как бы по лествице. Свет благодати сияет в смиренных душах совершенно очевидно, так как без него они не могли бы глубоко увидеть и восчувствовать свою греховность. Оттого они так глубоко воздыхают и покаянными рыданиями как бы бьют совесть [31].

БСмиряясь, постящиеся молятся Богу о спасении и прощении грехов на всякий час, — день и ночь. Мысленный и сердечный взор их пристально, неотрывно, всецело устремлен к Престолу Божию с совершенною верою [32]. Из уст их вырываются немногословные, но горячие восклицания ко Господу, наподобие следующих: "Отче наш, сущий на небесах! Прости нам прегрешения наши" [33]. "Христе мой! не гнушайся мною согрешившим, но очисти меня покаянием" [34]. "Иисусе! Дай мне ныне умиление и воздыхание, чтобы восплакать о моих злых делах, безмернейших моря" [35]. "Господи! светом Лица Твоего исправь меня ныне" [36]. "Я без числа прегрешил пред Тобою, Слове! Ожидаю бесконечной муки. Дай мне слезы, да приобрету ими прощение" [37]. "Иисусе Боже! Я чужд Тебя... обнищал от всякого благого деяния и потемнел" [38]. "Видишь печаль сердца моего, видишь мои слезы. Спаси меня, припадающего к Тебе в покаянии" [39]. "Исхити меня от лютого диавола и облеки в первую одежду" [40]. "Спаситель! Образ моей жизни страшный. Дай мне время и нравы покаяния... прежде, чем постигнет меня смерть" [41]. "Множество лютых прегрешений сковывает меня веригами, освободи меня, Христе мой" [42]. "Милостивый! Помилуй меня, падшего" [43]. "Боже мой! Дай мне тучи слез, чтобы я восплакал и отмыл скверну" [44].