Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII – ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном

Стих 15. И дивляхуся Иудее, глаголюще: како Сей книги весть не учився?6 Дивились не тому, о чем Иисус Христос учил, но тому, как Он знает Писания, не учившись. Они понимали, что Его учение исполнено всякой мудрости, и думали, что без знания Писаний Он не мог учить этому. Должно было им и отсюда узнать, что Бог есть Тот, Кто есть Сама Мудрость, – Тот, Кто Сам нашел все пути премудрости (Вар. 3, 37).

Стих 16. Отвеща (убо) им Иисус и рече: Мое учение несть Мое, но Пославшаго Мя.7 Мое учение – сказано согласно с истиной, а несть Мое – сказано согласно с премудрыми планами Домостроительства, чтобы воздать честь Отцу и Богу, и чтобы показать смирение и этим сделать самое учение более удобоприемлемым. Если же это сказано согласно с планами Домостроительства, то значит здесь не может быть лжи, потому что все то, что принадлежит Сыну, принадлежит и Отцу, подобно тому как все то, что принадлежит Отцу, конечно, принадлежит и Сыну; все у Них общее, как у равных. Или же по другому более глубокому пониманию: учение, которое кажется для вас Моим, не есть Мое в собственном смысле, так как Я не имею Своего особенного учения, но учение Отца, так как Я научился ему у Отца, потому что у Нас природа и воля тождественны и потому что Я – Слово Его; хотя Я – другая Ипостась, но Я так говорю и делаю, что вы считаете Нас за одно.

Стих 17. Аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю.8 Волей Божьей называет здесь исполнение добродетели и внимание к пророчествам о Нем, потому что добродетель очищает ум, а пророчества ясно учат. От себя говорит тот, кто говорит по своей собственной воле. Далее приводит соображение, против которого ничего нельзя сказать.

Стих 18. Глаголяй от себе, славы своея ищет: а ищай славы Пославшаго Его, сей истинен есть.9 Славой в этом месте называет честь. Везде Он ставил выше Отца и Бога и к Нему относил все, даже собственные дела. Итак – не ищущий славы своей, для чего будет учить какому-либо чужому учению? А кто не учит чужому учению, а тому, которое принадлежит пославшему его, конечно, истинен. А зачем же Иисус Христос всех привлекал к вере в Себя и говорил: иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшаго Его (Ин. 5, 23)? По видимости, Он этим искал Своей славы. Но Он делал это и говорил не из любви к Своей славе, а из желания спасти людей, – что могло произойти не каким-либо другим образом, как только через веру в Него. Отец сказал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте (Мф. 17, 5) и многое другое в таком же роде через пророков.

Стих 18... И несть неправды в Нем. Не несправедлив ищущий славы Пославшего Его. Некоторые же под неправдой в этом месте разумели ложь. Много было причин, почему Иисус Христос говорил о Себе уничиженно: прежде всего та, чтобы не подумали, что Он не рожден, и не сочли Его противником Богу, затем – немощь слушателей, далее – та, чтобы научить людей смиренномудрствовать и не говорить о самих себе ничего великого, потом – та, что Он говорил как человек и – многие другие; но одна была причина того, что Он говорил высокое, именно – высота Божества. Так как сами иудеи возводили на Иисуса Христа два обвинения: нарушение закона и противление Богу; за то, что Он нарушал субботу и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу, как сказано выше в пятой главе (18 ст.), – то на одно Он ответил им там, показав, что не противится Богу, а на другое отвечает теперь и показывает, что скорее они сами – нарушители закона.

Стих 19. Не Моисей ли даде вам закон...1 Законом вообще называет заповеди закона, которые дал Моисей, приняв от Бога и написав их народу. Итак, спрашивает; не Моисей ли даде вам закон, – Моисей, почитаемый вами и так сильно защищаемый, с которым говорил Бог?

Стих 19... И никтоже от вас творит закона...2 Творит, т.е. соблюдает. Затем присоединяет и то, каким образом они не соблюдают закона.

Стих 19... Что Мене ищете убити?3 Если закон говорит; не убий, – то как же вы стараетесь убить Меня, не соблюдая закона, не почитая Моисея, который дал вам его? Бесстыдно нарушающим закон обвинять другого в нарушении закона. Стих 20. Отвеща народ и рече: беса ли имаши; кто тебе ищет убити?4 Это говорит народ, желая угодить начальникам, и бесчестить стоящего выше всякой чести, чтобы почтить достойных всякого бесчестия начальников. Народ отрицается от желания убить Иисуса Христа как по ненависти к Нему, так и для того, чтобы, никем не охраняемый, Он легче мог быть схвачен злоумышленниками (Зная, что они бесстыдны и опять приходят в гнев, Иисус Христос оставляет уже больше обличать их, чтобы они не сделались еще бесстыднее; Он не желал постоянно воспламенять в них гнев. Далее начинает защиту относительно субботы). Стих 21. Отвеща Иисус и рече им: едино дело сотворих, и вси дивитеся.5 Единым делом называет исцеление в субботу 38-летнего расслабленного, о котором повествуется в пятой главе. И вси дивитеся, т.е. смущаетесь, тревожитесь; это были те, которые в то время неистовствовали и, начиная с того времени, искали убить Его. Далее Иисус Христос сказал, что Моисей даде обрезание, и они обрезают в субботу, когда восьмой день дитяти придется на субботу; и потом делает такое заключение; если человек обрезывается в субботу (а обрезание есть дело), то почему же вы обвиняете Моисея, который заповедал дело в субботу? Стих 22. Сего ради Моисей даде вам обрезание, не яко от Моисея есть, но от отец: и в субботу обрезаете человека.6 Слова; сего ради – не имеют здесь причинного значения, а поставлены просто по еврейскому обыкновению. Итак, Иисус Христос говорит, что Моисей даде вам обрезание ...и в субботу обрезаете человека, а все средние слова Он поставил для того, чтобы показать, что хотя и Моисей передал обрезание, но оно древнее его. Он сказал: не яко от Моисея есть, т.е. Моисей передал вам обрезание, не как получившее начало из его законодательства, не как начавшееся с того времени, но от отцов, именно Авраама, так как ему первому оно было заповедано; и хотя оно кажется заимствованным уже (в законодательство), однако становится важнее субботы. Стих 23. Аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов, на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу?...1 – чтобы не был нарушен закон Моисея об обрезании. Назвал его законом Моисея, как переданный им, как мы сказали. Итак, Иисус Христос говорит: аще обрезание приемлет человек в субботу, на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих, между тем как вы не негодовали на Моисея, который прежде Меня повелел совершать обрезание в субботу? Сказал всего человека, потому что Он исцелил все расслабленное его тело, или же этим показал, что Он исцелил не только тело, но и душу его. Стих 24. Не судите на лица...2 Не судите лицеприятно, освобождая от вины его, как великого у вас и славного, а Меня, как уничиженного и бесславного, обвиняя. Стих 24... Но праведный суд судите, взирая не на лица, а на дела; или иначе: обрезание было знаком только еврея, а совершенное Мною дело есть полное исцеление всякого человека, Мною запечатленного.