Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII – ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном

Стих 29. Аз вем Его, яко от Него есмь...,4 так как Я из Него рождаюсь; и выше Он сказал: не яко Отца видел есть кто, токмо Сый от Бога (Ин. 6, 46).

Стих 29... И Той Мя посла.5 Постоянно говорит Иисус Христос о Своем посланничестве, желая убедить их, что Он послан Богом, что Он не противится Богу, как выше мы сказали; а также имея в виду соблазняющие их Свои богоприличные речи, которые Он часто перемешивал с теми, в которых говорил о Себе, как о человеке.

Стих 30. Искаху убо да имут Его...,6 так как они были поражены, слыша: Егоже вы не весте.

Стих 30... И никтоже возложи Нань руки...,7 так как они невидимо одерживались присущей Ему Божественной силой.

Стих 30... Яко не у бе пришел час Его…8 быть взятым и пострадать.

Стих 31. Мнози же от народа вероваша в Него…9 вследствие предшествовавших знамений и только что произнесенных речей.

Стих 31... И глаголаху, яко Христос, егда приидет, еда болша значения сотворит, яже Сей творит?10 Хотя они и уверовали, но вера их не была здравая. Сказав: Христос же егда приидет, – они показали, что не твердо веровали в то, что Он Христос, а с сомнением, как простой и легкомысленный народ. Или же они говорили предположительно: положим, что потом придет другой Христос, как говорят начальники народные; но когда придет Тот Христос, о Котором они говорят, то неужели Он будет сильнее? Нет.

Стих 32. Слышаша фарисее народ ропщущь о Нем сия...11 Услышали, вероятно, на следующий день; ропщущь, т.е. с ропотом говорящий против начальников. Стих 32... И послаша фарисее и архиерее слуги, да имут Его,12 как разделяющего народ на партии. Вот ярость, или лучше – безумие! После того, как сами они часто пытались взять Иисуса Христа, но не могли, теперь поручают это дело слугам, чтобы таким образом утешить свой гнев и скрыть свое бессилие. Стих 33. Рече убо Иисус: еще мало время с вами есмь...13 Говорил к народу, но имел в виду слуг, которые были посланы. Этими словами Иисус Христос хотел пристыдить их и таким образом смягчить их ярость. Еще мало время с вами есмь, т.е. до Пасхи; ее только обождите. Стих 33... И иду к Пославшему Мя, когда вознесусь на небо. Стих 34. Взыщете Мене и не обрящете...14 Вероятно, многие из них вспоминали Его и просили у Него помощи, особенно, когда был осаждаем Иерусалим. Стих 34... И идеже есмь Аз, вы не можете приити...15 Туда, где Я тогда буду. Обозначает этим Свое сидение на небеси одесную Бога Отца. Стихи 35-36. Реша же Иудее к себе: камо Сей хощет ити, яко мы не обрящем Его; еда в разсеяние Еллинское хощет ити и учити Еллины; что есть сие слово, еже рече: взыщете Мене и не обрящете: и идеже есмь Аз, вы не можете приити?2 Потерпев неудачу при прежних речах Спасителя, которыми Он пристыдил их, теперь они говорят между собой, не понимая сказанного. Еллинским рассеянием они называли язычников, которые были рассеяны повсюду и беспрепятственно входили в общение между собой, между тем как сами они жили только в Палестине и законом удерживались от общения с другими народами.