Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII – ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном

Стих 41… Овии же глаголаху: еда от Галилеи Христос приходит?3 Но и Он родился не в Галилее.

Стих 42. Не Писание ли рече, яко от семене Давидова и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, Христос приидет?4 Но и Он был оттуда, а только по злонамеренности иудеи называли отечеством Его Назарет, откуда была Его Мать и считавшийся Его отцом, чтобы на основании этого пророчества не уверовали в Иисуса Христа, если бы говорили, что Он из Вифлеема.

Стих 43. Распря убо бысть в народе Его ради,5 так как всякая партия оспаривала свое мнение.

Стих 44. Нецыи же от них хотяху яти Его:...,6 именно как возмутителя.

Стих 44... но никтоже возложи Нань руце,7 которые были невидимо удерживаемы, как выше было показано.

Стихи 45-46. Приидоша же слуги ко архиереом и фарисеом: и реша им тии: почто не приведосте Его? Отвещаша слуги: николиже тако есть глаголал человек, яко Сей Человек.8 Пошли с тем, чтобы связать Иисуса Христа, а возвратились связанные удивлением к речам Его. Итак, пославшие, хотя слышали много речей Его, видели много чудес, читали пророчества о Нем и считались мудрыми, однако нисколько не воспользовались этим, между тем как посланные совершенно наоборот – пленились одной только беседой Иисуса Христа к народу, так как имели неиспорченный еще ум. И не одному только благоразумию их должно удивляться, но также смелости. Они не говорят: «Мы отпустили Иисуса Христа для того, чтобы не произошло восстания в народе», – и не придумывают другого какого-либо извинения, но прямо говорят правду и объявляют об Его мудрости.

Стих 47. Отвещаша убо им фарисее: еда и вы прельщени бысте?9 Вот безумная зависть! Им следовало распросить и узнать, чему Иисус Христос учил, а они не дождались этого, а тотчас льстят им, щадя их и не допуская строгости, из опасения, чтобы те совершенно не пристали к Иисусу Христу.

Стихи 48-49. Еда кто от князь верова в Онь, или от фарисей? Но народ сей, иже не весть закона10 Что народ уверовал, а вы не уверовали, то служит еще большим осуждением для вас. Законом здесь называют вообще все Писание. Стих 49... Прокляти суть.1 Но закон проклинал тех, которые отвергали закон. Поэтому прокляты вы, отвергающие закон, а они соблюдают закон, веруя в Иисуса Христа, потому что закон повелевает веровать в Бога. Стихи 50-51. Глагола Никодим к ним, иже пришедый к Нему нощию, един сый от них: еда закон наш судит человеку, аще не слышит от о прежде и разумеет, что творит?2 Евангелист прибавил: един сый от них, чтобы показать, что и некоторые из начальников веровали, хотя сами они говорили, что никто из начальников не уверовал в Него. Итак, Никодим обличает их в нарушении закона, хотя прикровенно и осторожно, так как он не имел еще надлежащей смелости высказать это. Если закон не осуждает, прежде чем выслушают и узнают, а они осудили Его прежде чем выслушали и узнали, то значит они нарушили закон. Стих 52. Отвещаша и рекоша ему: еда и ты от Галилеи еси?3 Не потому ли ты помогаешь Ему, что происходишь из одной с Ним страны и отечества? Смотри, как строго и жестко они отвечают. Стих 52... Испытай и виждь, яко пророк от Галилеи не приходит.4 Но Никодим не сказал, что Иисус Христос пророк, а только то, что не должно осуждать Его без расследования дела; а они надменно говорят: «Рассмотри и узнай, так как ты не знаешь Писания». Но если он не знал Писаний, то каким образом он обличил вас в нарушении закона? Следует заметить, что дальнейших слов, начиная с этого места даже до слов: паки же им Иисус рече, глаголя: Аз есмь свет миру (Ин. 8, 12) – в более точных списках или вовсе нет, или же они заключены между тире. Поэтому они, кажется, неправильно приписаны и прибавлены, доказательством чего служит то, что Златоуст совершенно не упоминает о них. Нам следует, однако, попытаться изъяснить и эти слова, так как не лишено пользы и то, что содержится в этом отделе, как, например, глава о женщине, взятой в прелюбодеянии. Стих 53. И иде кийждо в дом свой,5 разгневавшись на слова Никодима и боясь, чтобы и еще кто-либо из начальников не сказал подобного.