Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII – ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном

Стих 8. И паки долу преклонься, писаше на земли,3 чтобы они устыдились так легко изобличенные, так как Иисус Христос даже не смотрел на них, и чтобы в то время, как Он был занят писанием, они могли уйти прежде, чем подвергнутся более явному осуждению. Иисус Христос щадил и их по великой Своей благости.

Стих 9. Они же слышавше и совестию обличаеми, исхождаху един по единому, наченше от старец до последних...,4 так как никто не мог казать о себе, что он безгрешен.

Стихи 9-10. И оста един Иисус, и жена посреде сущи. Восклонься же Иисус и ни единаго видев, точию жену, рече ей: жено, где суть, иже важдаху на тя; ни кийже ли тебе осуди?5 Ушли и оставили женщину неприкосновенной, а следовательно, и неосужденной в том, что находили и в себе; иначе они удержали бы ее.

Стих 11. Она же рече: никтоже, Господи. Рече же ей Иисус: ни Аз тебе осуждаю...6 Если они, люди, не осудили тебя, то тем более не осуждаю тебя Я, Бог и Законодатель.

Стих 11… Иди и (отселе) ктому не согрешай.7 Достаточным наказанием служила такая публичность и посрамление перед столь многими свидетелями, в особенности же, когда Иисус Христос знал, что она раскаялась всем сердцем.

Стих 12. Паки же им Иисус рече глаголя: Аз есмь свет миру...,8 как просвещающий умы людей и ведущий от заблуждения к истине, от греха – к добродетели, как освещающий и веселящий души их; об этом мы говорили выше при толковании этого же Евангелия, где написано: и живот бе свет человеком (Ин. 1, 4). Иисус Христос сказал это вследствие разных мнений о Нем народа.

Стих 12... Ходяй по Мне не имать ходити во тме...9 заблуждений и греха.

Стих 12... Но имать свет животный…10 Свет жизни вечной. Стих 13-14. Реша убо Ему фарисее: Ты о Себе Сам свидетельствуеши: свидетельство Твое несть истинно. Отвеща Иисус и рече им: аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое...11, Найди в пятой главе (31 ст.) изречение: аще Аз свидетельствую о Мне, свидетельство Мое несть истинно...; в изъяснении того изречения упомянуто и это. Некоторые же говорят, что то Иисус Христос сказал как человек, а это как Бог, показывая, что Он не простой человек, как они предполагали. Стих 14... Яко вем, откуду приидох...,1 т.е. от Бога Отца. Стих 14... И камо иду...,2 т.е. к Нему же по исполнении этого Домостроительства. Так как Я знаю, что пришел от Бога Отца и что к Нему же иду, то значит Я – Сын Божий и Бог. Следовательно, Я вполне достоверен, как сама Истина. Стих 14... Вы же не весте, откуду прихожду, и камо гряду...,3 не весте – как думаете, как показываете, как притворяетесь, а в действительности знаете. Поэтому раньше (Ин. 7, 28) Иисус Христос сказал: и Мене весте, и весте, откуду есмь. Стих 15. Вы по плоти судите..., чувственно, грубо, обращая внимание только на то, что видите, и не понимая ничего возвышенного и духовного. Зная, что они могут сказать: «Почему же Ты, если можешь, не наказываешь нас, которые так судят», – Иисус Христос сказал: Стих 15... Аз не сужду ни комуже...4 не сужу теперь. Выше Иисус Христос сказал: не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир (Ин. 3, 17); опять прочитай приведенное там толкование. А чтобы они опять-таки не сказали: «Потому Ты говоришь – не сужу, что не смеешь осудить нас», – Иисус Христос присоединяет: