Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII – ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном

Стих 21... И во гресе вашем умрете:..9 Я пришел для того, чтобы освободить вас от всякого греха; но так как вы не пожелали, то Я ухожу, и, следовательно, вы умрете во всех своих грехах, не пожелав освободиться от них. Под грехом разумей и грех их против Иисуса Христа, так как они намерены были убить Его; в этом грехе они умерли, т.е. за этот грех они были истреблены римлянами, Веспасианом и Титом.

Стих 21... Аможе Аз иду, вы не можете приити.10 Постоянно Иисус Христос говорит им это, пробуждая их души и устрашая.

Стих 22. Глаголаху убо Иудее: еда Ся Сам убиет, яко глаголет: аможе Аз иду, вы не можете приити?11 Чего желали, то и предполагали. Что же Иисус Христос? Уничтожает такое предположение и показывает, что убивать самого себя – грех.

Стих 23. И рече им: вы от нижних есте...12 От нижних (εκ της γης – от земли) не потому, что тело из земли, но потому, что понимание у них было земное и неправильное. И апостол Павел (Рим. 8, 9), говоря: вы же несте во плоти,13 – под плотью разумеет плотское понимание.

Стих 23... Аз от вышних есмь…14 От вышних (εκ του ουρανου – от неба) не потому, что Он пришел с неба, а потому что понимание у Него небесное и Божественное. Затем поясняет Свои слова.

Стих 23... Вы от мира сего есте, Аз несмь от мира сего.2 Миром называет здесь мирское, неправильное, земное понимание. Подобно тому как духом называет духовное понимание и плотью – плотское, точно также землей и миром – земное и мирское. Итак, Иисус Христос говорит: «Я это не так понимаю, как вы, что будто убью Самого Себя».

Стих 24. Рех убо вам, яко умрете во гресех ваших...3 Еще устрашает их, желая убедить.

Стих 24... Аще бо не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших.4 Если вы не уверуете, что Я Христос Сын Божий, то умрете во грехах своих, как связанные ими. Кто не уверует и через Крещение не смоет скверны грехов, тот, конечно, умрет в этой скверне и, воскресши с нею, понесет наказание... Стих 25. Глаголаху убо Ему: Ты кто еси?...5 Говорили это, чтобы глумиться над Ним и искусить. Стих 25... И рече им Иисус: начаток, яко и глаголю вам.6 Речь эллиптическая... Все равно как бы Иисус Христос так сказал: «Совершенно излишне даже и то, что Я говорю вам; вы не достойны никакого слова, как искусители». Стих 26. Многа имам о вас глаголами и судити…7 Много Я могу говорить о вас для вашего осуждения и осудить на наказание, но не желаю этого, потому что не желает этого Отец Мой. Выше Иисус Христос сказал, что Бог не послал в мир Сына Своего, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него (Ин. 3, 17). Стих 26... Но Пославый Мя истинен есть... – пославший не судить теперь, а спасать. Или – истинен есть назвавший Меня светом миру: се дах Тя, сказано, во свет языком (Ис. 49, 6),8 как выше было показано. Стих 26... И Аз, яже слышах от Него, сия глаголю в мире.9 Я слышал от Него, между прочим, что Я свет народов, и, между прочим, Я сказал, что Я свет миру. Что слышал, то и сказал. Стих 27. Не разумеша (убо), яко Отца им глаголаше.10 Не поняли, что Он говорил им об Отце Своем по существу. Вероятно, в недоумении они спрашивали друг друга: «Кто такой, Пославший Его?» – хотя Он часто говорил о Нем. Настолько они были внимательны к Его речам, или вернее – настолько ум их был поврежден. Вполне справедливо поэтому Иисус Христос сказал им: начаток, яко и глаголю вам (ст. 25).