Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII – ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном

Стих 32. И уразумеете истину.., т.е. Меня, так как Аз, сказал Иисус Христос, есмь истина. Вы узнаете от Меня истину, так как все законное есть образ, тень и вид истины.

Стих 32... И истина свободит вы... от грехов.

Стих 33. Отвещаша (и реша Ему): семя Авраамле есмы и ни комуже работахом николиже: како Ты глаголеши, яко свободни будете?2 Они не возражают Иисусу Христу: как, разве ложен закон? Разве ложно знание иудейское? Этого они не говорят, не об этом у них забота; а они негодуют на оскорбление плотского их благородства, предполагая, что Иисус Христос как рабам какого-то человека сказал им: свободит вы. Справедливо поэтому говорил им Иоанн: и не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама (Мф. 3, 9).3 Этим действительно хвастались иудеи. Не имея возможности похвалиться собственными добродетелями, они выставляли на вид благородство предков. Но что же Иисус Христос? Не изобличил их в том, что они часто находились в рабстве – у египтян, вавилонян и у разных других народов, умолчал об этом рабстве, которое нисколько не вредит благородству души; Он сказал о грехе, который вредит этому благородству и порабощает его. Такое рабство самое тяжелое и от него не может освободить никто другой, кроме одного только Иисуса Христа и Его учения.

Стих 34. Отвеща им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха.4 Показывает, что выше Он разумел рабство греху, а не рабство власти человеческой. А чтобы иудеи не сказали: «Моисей освободил нас от него», – Иисус Христос посредством сравнения показывает, что Моисей не имеет такой власти, потому что сам он был рабом, а имеет Он, как Сын.

Стих 35. Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век.5 Раб не наследует дома господина своего, а сын наследует. Поэтому Моисей не имеет власти освобождать, потому что он сам раб, а Я имею власть освобождать, потому что Я Сын, Я пребываю в доме Отца Своего вовеки и наследую власть Его. И выше Иисус Христос сказал: суд весь даде Сынови (Ин. 5, 22); и опять: и область даде Ему и суд творити (Ин. 5, 27).

Стих 36. Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете.6 Теперь вы еще не истинно свободны, так как порабощены греху; а когда Сын вас освободит, тогда никто не возразит. Бог оправдаяй. Кто осуждаяй (Рим. 8, 33)? Телесную свободу дарует и человек, но духовную один только Сын, как собственно Господь; и это есть в собственном смысле свобода. Затем, умолчав о всех остальных их грехах, Иисус Христос обнаруживает предмет их мысли в настоящее время. Он знал, что они уже отпали от Него, но говорит с ними кротко.

Стих 37. Вем, яко семя Авраамле есте: но ищете Мене убити...7 Не сказал прямо: не есте, щадя их пока, но прикровенно указал и на это. Так как вы ищете Меня убить, то не есте: Авраам никого не убивал несправедливо. Как свобода обнаруживается в делах, приличных свободному, так и рабство. Указывает и причину убийства.

Стих 37... Яко слово Мое не вмещается в вы.1 Слово Моего учения, будучи возвышенным, не вмещается в вас, так как вы имеете ум узкий вследствие глупости и направленный долу. Вот вы уже отреклись от того, что так недавно приняли, не будучи в состоянии вместить этого. А чтобы иудеи не сказали: «Ты говоришь это от Себя», – Иисус Христос присоединяет: Стих 38. Аз, еже видеху Отца Моего, глаголю...,2 что узнал от Отца Своего, чему научился от Него. Стих 38... И вы убо, еже видесте у отца вашего, творите,3 т.е. человекоубийство, так как под отцом их разумеет здесь дьявола. Подобно тому, как они теряют право иметь своим отцом Авраама несходством дел, так и совершенное сходство дел указывает на то, что отец их – дьявол; и он тоже человекоубийца, о чем яснее будет сказано после. Стих 39. Отвещаша и реша Ему: отец наш Авраам есть. Глагола им Иисус:4 Не поняв, о каком отце говорил Иисус Христос, они опять ссылаются на родство с Авраамом. Поэтому Он яснее порицает их. Стих 39... Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили,5 т.е. правду. Стих 40. Ныне же ищете Мене убити... Часто порицает это желание их, побуждая к исправлению. Стих 40... Человека, иже истину вам глаголах, юже слышах от Бога…6 Слова видех и слышах должно понимать, как употребленные с премудрой целью для выражения планов Домостроительства Божия.