Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII – ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном

Стих 21... Пророк ли еси; и отвеща: ни. Не говорят: пророк (προφητης) ли ты? Так как они знали, что Иоанн был пророк; но: пророк (ο προφητης) ли ты? Именно тот, о котором написал Моисей: пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, Того послушайте (Втор. 18, 15);3 а таким пророком был Иисус Христос.

Стихи 22-23. Реша же ему: кто еси; да ответ дамы пославшым ны: что глаголеши о тебе самом;4 Рече: аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень, якоже рече Исаия пророк. Ответив великодушно на все их вопросы, теперь говорит и то, кто он: я – тот, о котором написано: глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень и т.д.5 Изречение это объяснено в третьей главе (3 ст.) Евангелия от Матфея.

Стих 24. И посланнии беху от фарисей.6 Обозначил секту, к которой они принадлежали, указывая этим на их излишнюю мелочность.

Стих 25. И вопросиша его, и реша ему: что убо крещаеши, аще ты неси Христос, ни Илиа, ни пророк...7 Не достигнув того, чего желали, пытаются обвинить его, чтобы по крайней мере страхом заставить его сказать то, чего на самом деле не было; но он опять обнаруживает полную справедливость.

Стих 26. Отвеща им Иоанн, глаголя: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, Егоже вы не весте.8 Иисус Христос находился в то время среди народа. Он шел креститься как один из многих, и это было известно Иоанну по Божественному Откровению. Слова: Егоже вы не весте относятся к Его Божеству.

Стих 27. Той есть Грядый по мне, иже предо мною бысть...,9 Тот к Которому я относил эти слова. Выражение объяснено выше.

Стих 27… Ему же несмь аз достоин, да отрешу ремень сапогу его.10 Этим указывает на несравненное превосходство Иисуса Христа, говоря: я не могу быть даже в числе последних Его рабов, вследствие величия пребывающего в Нем Божества. А такая обязанность действительно поручается обыкновенно низшим рабам. Нужно найти в начале Евангелия от Марка (1, 7) объяснение слов: и проповедаше, глаголя: грядет Креплий мене вслед мене, Емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог Его.11

Стих 28. Сия в Вифаваре быша обонпол Иордана, идеже бе Иоанн крестя.12 Более исправные списки имеют в Вифаваре, потому что Вифания была не за Иорданом и не в пустыне, а близ Иерусалима. Обозначает место, указывая этим на то, что Иоанн говорил это о Христе в присутствии многих. Опустив дальнейшие рассказанные другими евангелистами события, именно крещение Иисуса Христа, свидетельство о Нем свыше, сорокодневный пост в пустыне и искушение, евангелист рассказывает о том, что случилось после выхода Его из пустыни и что опущено другими. Стих 29. Во утрии (же) виде Иоанн Иисуса грядуща к себе…1 – на следующий день после возвращения Иисуса Христа из пустыни, так как Иоанн еще оставался при Иордане. Зачем же Иисус Христос идет к Иоанну? Так как некоторые предполагали, что Он, подобно другим, принял крещение покаяния, как грешник, то теперь идет к Иоанну, чтобы представить ему случай исправить такое подозрение более совершенным свидетельством. Стих 29... И глагола: се Агнец Божий…2 Назвал Его Агнцем, напоминая прообразы закона и пророчество Исаии, и как бы так говоря: «Вот Агнец, прообразованный в законе и возвещенный Исаией». Затем присоединяет и особенное, преимущественное Его свойство, именно – что Он был послан Богом на заклание для спасения людей. Или: Божий, т.е. Божественный, по причине Своего Божества. Стих 29... Вземляй грехи мира.3 Заколаемый агнец законный уничтожал грехи одного народа израильского, как тень, предначертание и прообраз истины, а закланный Агнец Божий уничтожает грехи всего мира и очищает всех живущих в мире, как истина; тот был неразумный, а Этот – разумный и – мало того – даже Божественный. Под грехами разумей не только скверны душевные, от которых Он освобождает соблюдающих заповеди Его, но и немощи телесные, от которых Он освобождает болящих. Сказав: вземляй грехи мира, уничтожил вышеуказанное подозрение. Очевидно, что уничтожающий грехи других людей Сам не имеет грехов; а не имеющий грехов пришел на крещение совершенно по другой причине, которую Креститель и указывает немного после. Стих 30. Сей есть, о Немже аз рех: по мне грядет Муж, Иже предо мною бысть, яко первее мене бе.4 Опять говорит: предо мною бысть, яко первее мене бе, открыто унижая себя, как раба, и без сравнения возвышая Его, как Владыку. Стих 31. И аз не ведех Его...5 Чтобы не подумали, что он, будучи давно уже знаком с Иисусом Христом, приводит такое свидетельство о Нем из благоволения к Нему, как родственнику, говорит: «Я не знал Его прежде, чем Он пришел на Иордан, потому что все время находился в пустыне». Правда, будучи еще во чреве матери, Иоанн узнал Иисуса Христа и взыграл, как написал Лука (1, 41); но тогда он узнал Его не по естественным законам, а преестественно и так, как никто другой из людей. Теперь же он узнал Иисуса Христа трояким способом: зрением, слухом и знанием пророческим; ни одним из этих способов Иоанн не знал Его прежде, чем Он пришел на Иордан, а тогда узнал всеми тремя. Пророчески Иоанну было открыто все, относящееся к Иисусу Христу; поэтому он и сказал: по мне Грядый, предо мною бысть (Ин. 1, 15). Он увидел Иисуса Христа, поэтому и удерживал Его, говоря: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне (Мф. 3, 14)?6 Наконец, и слышал о Нем: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих,7 как засвидетельствовали другие евангелисты (Мф. 3, 17; Мк. 1, 11; Лк. З, 22). Стих 31... Но да явится Израилеви, сего ради приидох аз водою крестя.8 Вот высказал и причину, по которой он пришел крестить: она была одна как у того, так и другого, именно – чтобы Иисус Христос был явлен Израилю. Иоанн был послан Богом на Иордан проповедовать крещение покаяния, чтобы стеклось много народу на крещение и чтобы Иисус Христос, стоя среди этого множества, как тоже желающий креститься, принял свидетельство на земле от Иоанна, а с неба от Отца и Святого Духа, и чтобы, таким образом привлекая их к Себе, Он начал учить и творить чудеса. Если бы этого не было, то не сошлись бы так все, и не слышали бы так этого свидетельства.