25. Стремление души к небесному Иерусалиму

Иерусалим, град святой Божий, прелюбезная невеста Христова! Тебя любит сердце мое, красоты твоей желает мысль моя. О, как ты прекрасна и благородна! Ты вся прекрасна, и порока нет в тебе. Радуйся и веселись, прекрасная дочь Царя, потому что возжелал Царь красоты твоей и возлюбил благолепие твое Прекраснейший из сынов человеческих. Но какой Возлюбленный твой, прекрасная? Возлюбленный мой бел и прекрасен, избранный из людей. Как яблоня между лесными деревьями, так Возлюбленный мой между людьми. «На ложе моем искала я того, которого любит душа моя» (Песн.3:1), взыскала и обрела.

Я взыскал и обрел Его, держу и не отпущу, пока введет меня в дом Свой. Счастлива душа, которая сподобится увидеть славу твою, Иерусалим, блаженство твое, красоту твою, врата и стены, улицы и многие обители твои, блаженных граждан твоих и сильного Царя твоего во всей красоте Его! Стены твои сооружены из дорогих каменьев, врата твои — из лучших жемчужин, улицы твои — из чистейшего золота, обители твои — из сапфира; в них никто не входит, кроме чистого, и не обитает оскверненный.

Прекрасен ты и сладок утехами, Иерусалим; ничего в тебе нет такого, что видим мы в этой жизни: нет в тебе темноты или шума, и никакого различия времени; не светит в тебе свет солнца или блеск звезд, но Бог от Бога, Свет от Света, Солнце правды всегда освещает тебя. Агнец непорочный, прекрасный — свет твой; солнце твое и все благо твое — непрестанное созерцание этого прекрасного Царя.

Там ангелов хоры, там общество небесных граждан, там сладостное торжество всех от горестного странствования к тебе возвращающихся. Там апостолы, пророки, мученики, исповедники, там иноки, там жены, там овцы и агнцы, от сетей похоти убежавшие, ликуют все в обителях твоих. Различна каждого слава, но общая всем радость. Там царствует совершенная любовь, потому что там Бог, Которого без конца видят и, видя Его, любовью горят, любят и славят, славят и любят. Их деятельность — хвала Божия без конца, без перерыва, без труда. Вечно счастлив буду я, если, по разрешении от тела, сподоблюсь услышать небесное пение. Безмерно блажен буду я, если и сам удостоюсь видеть Бога моего во славе Его, как Он Сам обещал, говоря: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:24). И еще: «кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).

26. Непрестанная хвала Богу «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его» (Пс.102:1,2). «Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!» (Пс.102:22). Восхвалим Господа, Которого хвалят ангелы и трепещут власти, Которому поклоняются господства, Которому херувимы и серафимы непрестанно вопиют: свят, свят, свят. Соединим голоса наши с голосами святых ангелов, и общего всех Господа восхвалим по мере нашей. Они хвалят Господа непрестанно, созерцают Его лицом к лицу. Но никто не может вообразить, — какое пред лицом Господа бесчисленное множество блаженных духов, — какое у них бесконечное торжество о видении Бога, — какая полная радость, — какой жар любви, не томящий, но услаждающий, — какое в них желание созерцания Бога с насыщением и насыщение с желанием, в которых ни желание не рождает греха, ни насыщение не производит отвращения, — как они, прилепляясь высочайшему блаженству, сами становятся блаженными, — как, соединившись с истинным светом, сделались сами светом, — как, всегда видя неизменяемую Троицу, сами превратились в неподвижность. Но как мы можем постигнуть высоту ангельского достоинства, если не можем исследовать естества и души нашей? Как она может оживлять плоть, а себя в святых помыслах сдержать не может? Как это она так крепка и слаба, мала и велика; испытывает тайны Божий и созерцает небесное и на пользу человеческую острым разумом своим изобрела многие искусства? Она — какой-то разумный дух, созданный могуществом Творца, бессмертно, по мере своей живущий и мертвенное тело, которое носит, оживляющий. О Боге непостижимом высокое и чудное читаем, говорим и пишем; но об ангелах и духах все, что ни говорим, не можем ясно утвердить. Но да отойдет от этого душа и оставит все созданное, поспешит и вознесется, и устремит очи веры к Создавшему. Итак я сотворю степени восхождения в сердце моем, и ими войду в душу мою, и чрез нее и мысль мою войду к Господу моему, обитающему над главой моей. Блаженна та мысль, которая оставляет дольнее и восходит на высоту и с высочайших гор созерцает Солнце правды орлиным зрением! Ничего нет сладостнее, как созерцать Иисуса Бога и взирать на иной, а не на этот свет, который в сравнении с тем величайшим Светом может назваться не светом, но тьмою. 27. Что значит некоторым образом видеть невидимого Бога