Надо стараться с Божией помощью развивать в себе кротость и смирение, искореняя в себе лживость, притворство.

Во всем, что бы ни случилось, следует обвинять только самого себя, тогда в душе установится уравновешенность, душевный мир и спокойствие. «Если бы все укоряли себя, то водворился бы мир, – писал архиепископ Арсений (Жадановский), – самоукорение дает нам спокойно переносить оскорбления, не чувствовать их». Надо считать себя вполне достойным промахов, критики, ошибок, падений, более того, осознавать себя хуже и недостойнее других. В этом случае действительно исчезает всякое желание гневаться на коголибо из окружающих.

Господствуй над языком, чтобы не умножить грехов твоих (преподобный Антоний Великий). Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою… (Притч. 13, 3). Воздержание языка показывает человека мудрого (преподобный Авва Исаия).

На всех путях жизни, во всех скорбях и болезнях, в радости и в горе, во всякое время и на всяком месте, христиане молятся ко Господу, к Пречистой Его Матери – усердной Заступнице рода христианского, святым ангелам и человекам, которых мыназываем угодниками Божиими, то есть тех, кто жизнью, подвигами, добродетелями или страданиями угодил Богу. Промыслу Божиему было угодно наделять святых дарами разнообразной помощи людям, в том числе и исцелять недуги, врачевать немощи и страсти, примирять враждующих, умирять нашу жизнь. Читая жития святых, порой можно заметить некоторое сходство их земной жизни, подвигов или страданий с теми чудесами, той благодатной помощью, которая совершается по их благомощному ходатайству ко Господу за нас, нашего ради спасения. Этот благодатный дар исцелять душевные и телесные недуги некоторые святые получали от Владыки Вседержителя еще на земле, иные – в Царствии Небесном. Издревле русские люди шли к мощам преподобного Сергия Радонежского, молились у чудотворных икон Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского – да и перечислить ли всех угодников Божиих, к кому обращался страждущий люд за целебной помощью и не был оставлен без оной. От всех недугов молятся святому великомученику и целителю Пантелеимону; вообще в болезнях – святителю Спиридону чудотворцу, епископу Тримифунтскому, преподобному Пимену многоболезненному, мученику Диомиду врачу, бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану Асийским, бессребреникам мученикам Киру и Иоанну, мученикам Фотию и Аниките, Фалалею и Трифону. Все святые, молите Бога о нас! 40. Вопрос: Что такое «акцентуации характера»? Акцентуации характера – это чрезмерная выраженность некоторых характерологических черт и их сочетания. Это специфическая уязвимость характера. Обладатель той или иной акцентуации (к примеру: склонность к частой и беспричинной смене настроения, нервной слабости, возбудимости, истеричности) становится ее рабом. Зачастую акцентуации характера создают «почву» для конфликтов, невротических состояний. Могут они, при определенных обстоятельствах, трансформироваться и в психопатию. Духовная основа акцентуаций – греховное повреждение души, издержки воспитания, вредные привычки. 41. Вопрос: Что представляет собой психопатия? Психопатия – это личностная аномалия, которая характеризуется дисгармоничностью ее психического устроения. Критериями психопатии являются: 1) выраженность психических нарушений, приводящая человека к социальной дезадаптации; 2) тотальные изменения всего психического облика человека; 3) относительная стабильность психических особенностей (П. Б. Ганнушкин).