Успенский Н.Д., проф. - Православная вечерня

Наконец, в описании Этерии дается иной порядок отпуста оглашенных и верных, нежели в чине вечерни VIII книги Постановлений Апостольских. Там сначала отпускались оглашенные и затем, по уходе их, произносились коленопреклонные моления за всю Церковь, о всех ее членах, после чего епископ читал молитву, где испрашивался „вечер мирен“ и „ночь безгрешна“, и уже потом молитву руковозложения верных, которую последние выслушивали с преклонением глав. В Иерусалиме же сначала диакон поминал поименно присутствующих и епископ читал молитву общую для оглашенных и верных, а затем уже молитву руковозложения оглашенных и молитву руковозложения верных.

Подводя итог обозрению иерусалимской вечерни IV в., следует сказать, что это было конструктивно слаженное чинопоследование, в основе которого лежал трехпсалмный строй. В чинопоследовании, разумеется, могло быть и не одно трехпсалмие. Судя по тому, что Этерия, говоря о псалмах, всегда соединяет их с антифонами [43], надо полагать, что и псалмы исполнялись антифонно. После каждого псалма произносилась молитва. Идейно вечерня была связана с древним обрядом светильничного благодарения и от него получила самое название „светильничное“ (licinicon), но в силу наличия в самом храме великой святыни гроба Господня, светильник вносился не извне, а из пещеры Св. Гроба. Особые условия церковного быта храма Воскресения вызвали приход епископа в храм, как бы разделявший собой чинопоследование на части. Наличие же близ храма святынь — Св. двора, или сада, и Голгофы, связанных с имевшим место вечером событием снятия Спасителя со креста и Его погребением, вызвало появление после вечерни исхождения, или литии, на эти святые места.

Вечерня согласно уставу „песненных последований“ (XIV—XVI вв.)

Иерусалимская вечерня с отмеченными в ней чертами положила начало особому виду вечернего богослужения, которое известно было под названием песненной вечерни (ασματικος εσπερινος). Подробное описание его впервые дал блаж. Симеон, архиепископ Солунский. Он говорит, что эта вечерня представляет собой отеческое предание (παρα των πατερων ημων ανωθεν δεδοται) [44] и что изначала её совершали все вселенские церкви нараспев (και αι καθολικαι δε εκκησιαι πασαι ανα την οικουμενην απαρχης ταυτην μελωδικως ) [45] и что на ней ничего не говорилось как только нараспев, за исключением только иерейских молитв и диаконских прошений (μηδεν χωρις λεγουσαι, μελους ερμη τας ιερεον μονον ευχας και τας των διακονων αιτησεις) [46].

По описанию блаж. Симеона, вечерня начиналась не в алтаре, а на средине храма возгласом иерея „Благословенно царство“, после чего следовала ектения. Но прежде чем последняя заканчивалась, после прошения „Заступи, спаси, помилуй...“ певец запевал: „Услыши мя. Слава Тебе, Боже“. Иерей же после этой фразы продолжал: „Пресвятую, Пречистую...“ и произносил возглас: „Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение...“ Тогда певцы начинали петь 85 псалом „Приклони, Господи, ухо Твое...“, прилагая к каждому стиху припев „Слава Тебе, Боже“. По исполнении псалма произносилась малая ектения, на которой после прошения „Заступи, спаси...“ певец запевал: „Вселенную. Аллилуиа“ и иерей продолжал: „Пресвятую, Пречистую...“ и произносил возглас: „Яко Твоя держава...“ Блаж. Симеон замечает, что далее должны были следовать антифоны, но они в его время уже не исполнялись, и вместо них пели один стих воскресного прокимна „Воскресни Боже...“, который называли конечным антифоном (τελευτατον αντιφωνον λεγεται) и „Слава и Ныне“. Затем следовало пение „Господи воззвах...“ Блаж. Симеон приводит несколько стихов из 140 псалма и говорит, что к этим стихам в одно воскресенье прилагали припев: „Живоносное Твое востание, Господи, славим“, в другое же — „Спасительное Твое востание, Господи, славим“. На стихе „Яко к Тебе, Господи, Господи...“ певец обращался лицом к западу и кланялся, как бы приглашая этим священников, которые в это время сидели на средине храма, встать и совершить вход в алтарь. Последние вставали. Иерей (очевидно, старейший) говорил: „Благословен вход святых Твоих, Господи“. Произносили „Премудрость, прости“, делая крест кадилом (по-видимому, диакон) и священнослужители входили в алтарь. В это же время на амвоне певцы пели какие-то воскресные гимны (οι δε υμνοι της αναστασεως), заканчивавшиеся „Слава и Ныне“. Во время пения этих гимнов иерей или диакон совершал каждение (очевидно, алтаря). Затем произносился прокимен: „Господь воцарися...“ и сугубая ектения. За ней сразу следовала малая ектения с возгласом: „Твое бо есть еже миловати...“

Далее следовали три так называемых малых антифона, исполняемых, как и предыдущие, на два хора. Они так назывались потому, что состояли не из целых псалмов, а из четырех стихов от каждого псалма, завершаемых „Слава и Ныне“. Это были 114, 115 и 116 псалмы. К стихам первого из них прилагался припев: „Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас“. После первого антифона полагалась малая ектения с возгласом: „Благодатию и щедротами...“ Пели второй антифон с припевом: „Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти“, а в дни памяти святых — „во святых чудотворяй...“ На „Слава“ же к этому антифону прилагалось „Единородный Сыне“, а на „И ныне“ — „Преславную Божию Матерь...“ Опять произносилась малая ектения с возгласом: „Яко свят еси Боже наш...“ и пели третий антифон. Припевом к нему служило Трисвятое. Трисвятое заканчивалось пением „Слава и Ныне“ — „Святый бессмертный...“ (“Διξα και νυν” το τελευταιτον) и еще велегласным повторением этого тропаря (εκφωνως). В это время архиерей (если он был) благословлял трижды с горнего места (απο τοθ θρονου αθτου, ητοι του στασιδιου). Перед вторым и третьим антифонами так же, как и перед первым, произносилась малая ектения, а после третьего — просительная. Затем следовала главопреклонная молитва и, если вечерня совершалась на воскресный день, то по возгласе „Буди держава царствия Твоего...“ пели стиховные стихиры и совершалась лития. После возгласа „Услыши ны, Боже...“ полагались какие-то отпустительные (очевидно, тропари) и следовал отпуст. Если же вечерня совершалась не на воскресный день, то лития не совершалась. Иерей сходил с амвона, и в это время пели отпустительное — „Богородице Дево...“ и иерей произносил отпуст: „Господу помолимся. Яко Ты еси освящение наше, Христе, Боже наш, и Тебе славу воссылаем...“

Когда вечерня совершалась на память празднуемого святого, то после возгласа главопреклонной молитвы предлагалось чтение сказания о празднике или жития святого [47].

Кроме описания песненной вечерни блаж. Симеоном Солунским, известна еще одна уставная запись этого чина в рукописи Иерусалимской патриарш. библ. № 635/305, XVI в. [48] Ниже приводится зтот редкий и малоизвестный чин: Диакон — „Благослови, Владыко“. Иерей — „Благословенно царство..., Миром..., О свышнем..., О мире..., О святем храме сем..., Об архиепископе нашем..., О благочестивейших..., О пособити..., О граде..., О изобилии воздухов..., О плавающих..., О избавитися..., Заступи, спаси...“, затем возглашает доместик — „И услыши мя... Слава Тебе, Боже“. Диакон — „Пресвятую, Пречистую...“ Иерей — „Яко подобает Тебе...“ Доместик: „Приклони, Господи, ухо Твое... Слава Тебе, Боже“. Другой хор — „Сохрани душу мою“ и прочее псалма. Затем „Слава и Ныне“, доместик — „Слава Тебе, Боже…“ нараспев. Диакон — „Пресвятую, Пречистую...“ Иерей — „Яко Твоя держава...“ Доместик — „Святым иже суть на земли его удиви Господь...“ аллилуиа, Слава и Ныне“, затем „Господи воззвах...“, „Вечернюю молитву приносим Ти, Господи, юже приими святыми Твоими и спаси нас“. Другой хор — „Да исправится молитва моя“... Сим же поемым бывает вход, затем — „Положи, Господи, хранение..., Не уклони сердце мое..., С человеки делающими..., Накажет мя праведник..., Яко еще и молитва моя..., Услышатся глаголи мои“. Диакон— „Премудрость, прости“. Доместик — „Яко к Тебе, Господи, Господи..., Сохрани мя от сети...“. Когда же дойдет до „Аще беззакония...“, поем стихиры. Диакон кадит. Затем говорятся другие стихиры и по „Слава и Ныне“ говорится прокимен дня. Затем диакон говорит —„Рцем вси и прочая..., Яко милостив...“ Диакон — „Паки и паки..., Заступи, спаси..., Пресвятую..., Яко благ...“ Доместик запевает антифон „Возлюбих яко услышит Господь глас..., Молитвами Богородицы..., Яко приклони ухо Свое мне..., Молитвами Богородицы..., Милостив и праведен..., Молитвами Богородицы..., Благоугожду пред Господем..., Молитвами Богородицы..., Слава и Ныне..., Молитвами...“ Диакон — „Паки и паки..., Заступи, спаси..., Пресвятую, Пречистую...,“ Иерей — „Яко Ты еси Бог наш...“ Доместик — „Веровах тем же возглаголах..., Спаси нас, Сыне Божий..., Аз же смирихся зело..., Спаси нас..., Что воздам Господеви..., Спаси нас..., Чашу спасения прииму..., Спаси нас..., Слава..., Единородный Сыне..., И ныне..., Преславную Божию Матерь...“ Диакон — „Паки и паки..., Заступи, спаси...“ Иерей — ,,Яко свят еси Боже наш...“ Доместик — „Хвалите Господа вси языцы..., „Святый Боже..., Похвалите его вси людие..., Святый Боже..., Истина Господня пребывает..., Святый Боже..., Яко утвердися милость..., Святый Боже..., Слава..., Святый Боже..., И ныне и присно...“ Диакон — „Исполним вечернюю молитву... Заступи, спаси..., Вечера всего...“ и т. д. Отпустительный дня и отпуст [49]. Приведенный чин имеет полное конструктивное сходство с вечерней, описываемой блаж. Симеоном. В обоих случаях после великой ектении следует трехпсалмие, в рукописи № 635/305 также нарушенное из-за отсутствия одного из антифонов. Также далее следует „Господи воззвах...'“ причем из приводимых в данном памятнике стихов можно видеть, что здесь было полное трехпсалмие в составе 140, 141 и 129 псалмов, т. е. как оно положено и в современном чине вечерни. В обоих памятниках во время пения „Господи воззвах...“ совершался вход священнослужителей со средины храма в алтарь, затем произносился прокимен, сугубая ектения, и исполнялись три малых антифона, после чего полагалась просительная ектения и следовал отпуст. Если в рукописи № 635/305 не говорится о совершении после вечерни литии, то это объясняется тем, что данный чин изложен применительно к совершению его на память святого, а не на воскресный день. Этим, по-видимому, объясняется, что в чине указано петь на „Господи возг звах“ не воскресные припевы: „Живоносное Твое востание...“ и „Спасительное Твое востание...“, которые приводит блаж. Симеон, а „Вечернюю молитву приносим ти, Господи, юже приими святыми Твоими и спаси мы...“ Однако между песненной вечерней по рукописи № 635/305 и описанной блаж. Симеоном есть и расхождение — это несколько различный состав псалмов первого трехпсалмия. Блаж. Симеон указывает после псалма „Приклони, Господи, ухо Твое...“, как начало второго антифона, фразу „Вселенную. Аллилуиа“. Возможно, что это был остаток прежнего антифона — 92-го псалма „Господь воцарися...“, стихи которого и в настоящее время служат вечерним прокимном в субботу. В рукописи № 635/305 на этом же месте, т. е. после „Приклони, Господи, ухо Твое...“ дано начало антифона: „Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь...“ Это стих из 15-го псалма. Данное обстоятельство наводит на мысль, что в то время, как собственно „светильничное трехпсалмие“ в составе 140, 141 и 129 псалмов и малые антифоны 114, 115 и 116 псалмов составляли неизменяемый элемент песненной вечерни, второй и третий антифоны первого трехпсалмия менялись соответственно содержанию праздника. Возможно, что сама эта их изменяемость была одной из причин раннего исчезновения этих антифонов из чина, когда последний в целом продолжал еще существовать. Сравнение „Иерусалимской“ вечерни IV в. и вечерни устава „песненных последований“. Сопоставляя чин песненной вечерни, так, как он изложен у блаж. Симеона Солунского и в рукописи Иерусал. патр. библиот. № 635/305, с иерусалимской вечерней в описании Этерии, нельзя не заметить наличия в них общих черт. Так, по описанию Этерии, вечерня начиналась на средине храма; так же она начинается и по описанию блаж. Симеона и по рукописи № 635/305. Этерия говорит, что епископ и пресвитеры, находясь на средине храма, слушали вечерние псалмы сидя; то же самое сообщает и блаж. Симеон в своем описании. Этерия отмечает, что на первой половине вечерни до входа епископа исполнялись „вечерние псалмы и более продолжительные антифоны“.Симеон называет антифоны второй половины малыми, они оба говорят об одном и том же богослужении. Далее Этерия сообщает о совершении после вечерни исхождения во Св. двор и на Голгофу, а блаж. Симеон говорит о совершении литии за амвоном „как бы пред гробом Христа“. Наконец, общим для сопоставляемых богослужений является способ исполнения псалмов-антифонов. По словам Этерии, псалмы пел кто-либо из клириков и все отвечали ему. По сообщению блаж. Симеона и по рукописи Иерусал. патр. библ. № 635/305, стихи антифонов поет один человек — псалт или доместик, прочие же певцы отвечают ему на каждый стих антифона припевом. Все это еще раз подтверждает сказанное выше о том, что чин песненной вечерни конструктивно сложился еще в IV веке и возможно, что многие псалмы и антифоны, иерейские молитвы, которые полагались в нем во время блаж. Симеона, были употребляемы еще во время Этерии.