Успенский Н.Д., проф. - Православная вечерня

[1] Евсевий, Церковная история, кн. II, гл. 23.

[2] Талмуд, Мишна и Тосефта, русск. пер. Н. Переферковича, т. I, СПб., 1902, стр. 30.

[3] De vita s. Macrinae. Migne, P. Gr., t. 46, col. 985.

[4] Апология, кн. I, гл. 39.

[5] Апология, кн. I, гл. 65—67.

[6] Horner, The Statutes of the Apostoles or Canones Ecclesiastic. London, 1904, p. 159 – 161.

[7] Кн. II, гл. 11. Латинский текст — I. Rahmani, Testamentum Domini nostri Jesu Christi. Moguntiae, 1899.

[8] Berthold Altaner, Patrologie. Freiburg, 1958, S. 51. [9] Περι του Αγιου Πνευματος κεφ. Migne, P. Gr., t. 32, col. 205. [10] Проф. И. А. Карабинов, Евхаристическая молитва (анафора). СПб., 1908, стр. 16. [11] Altaner, op. cit., S. 50. [12] Гл. 35. Цитирую по русскому переводу И. Н. Казань, 1864, с заимствованием отдельных фраз из греческого контекста у Lagarde, Constitutiones Apostolorum graece, 1862. [13] Гл. 10. [14] Гл. 36. [15] Гл. 37. [16] Там же. [17] Апология, кн. I, гл. 39. [18] Апология, кн. I, гл. 35. [19] У Lagarde, p. 271. [20] Гл. 48. [21] У Lagarde, p. 229. [22] Altaner, op. cit., S. 205. [23] “… sic itur Ante Crucem, sive pluvia estus sit, quia ipse locus subdivanus est, id est quasi atrium valde grande et pulchrum Satis, quod est inter Cruce et Anastase”. Peregrinatio ad loca sancta, cap. 37. [24] “… toto anno semper dominica die in ecclesia maiore procedatur, id est quae in Golgotha est – id est post Crucem”. Peregrinatio, cap. 25. [25] Peregrinatio, cap. 24. [26] Ibid., cap. 25. [27] Ibid., cap. 24. [28] Ibid. [29] De institutes coenobiorum… III, 3. Migne, P.L., t. 49, col. 116. [30] Ibid. III, 8. Migne, ed. cit., col. 144. [31] Pitra, Spicilegium Solesmense. Paris, 1858, t. IV, p. 441. [32] Περι του Αγιου ναου Migne, P. Gr., t. 155, col. 340. [33] Проф. А. А. Дмитриевский, Ευχολόγια. Киев, 1901, стр. 249—250. [34] Проф. А. А. Дмитриевский, Древнейшие патриаршие типиконы Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви, Киев. [35] VIII, 35. [36] I, 26. [37] Peregrinatio…, cap. 24. [38] Ibid. [39] Ibid. [40] Peregrinatio…, cap. 24. [41] Проф. А. А. Дмитриевский, Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX—X вв. Казань, 1894, стр. 391. [42] Περι της Θειας προσευχης Migne, P. gr., t. 155, col. 633. [43] Peregrinatio…, cap. 24. [44] Περι της Θειας προσευχης, ed. cit., col. 624. [45] Ibid. [46] Ibid. [47] Ed. cit., col. 624 – 636. [48] Хотя манускрипт относится к XVI в., тем не менее этот чин следует рассматривать как более ранний, потому что манускрипт относится к типу сборников, куда их составители заносили все, что их так или иначе интересовало. Здесь помещен список Иерусалимского устава (см. проф. А. А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеке Православного Востока, т. III, первая половина, — (Τυπικα) ч. II. Петроград, 1917, стр. 361—371), чин проскомидии и литургии, относящийся к XV в. (см. у проф. Красносельцева в его книге „Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоуста“. Казань, 1889, стр. 82—83), сюда же приложено толкование на литургию с именем св. Кирилла Иерусалимского (Τυπικα, ч. II, стр. 371—375), несколько статей исторического содержания (см. у А. И. Пападопуло-Керамевса в ‘Ιεροσαλ. Βιβλ., σελ. 627—628), отдельные песнопения (Τυπικα, ч. II, стр. 756—763). статьи о составе св. мvра (Τυπικα, ч. II, стр. 763—764), заметки о количестве таинств и смертных грехов, перечень несчастливых дней в году (Τυπικα, ч. II. стр. 764), статья о постах, молитва на разлучение души с телом (Τυπικα, ч. II, стр. 764) и чин освящения мvра, как он совершается в Великой Константинопольской Церкви (Τυπικα, ч. II, стр. 765). Такая пестрота содержания сборника, составленного вне всякой последовательности, показывает, что составитель его руководствовался не богослужебно-практическими соображениями, а, скорее, познавательным интересом. Он записывал все, что казалось ему почему-либо интересным или оригинальным, и чин песненной вечерни мог быть записан с более раннего манускрипта, как интересный своим содержанием, несовременным автору. [49] Проф. А. А. Дмитриевский, Богослужение страстной и пасхальной седмиц..., стр. 289—290.