Успенский Н.Д., проф. - Православная вечерня

[169] Напр., рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. Кир. № 730, л. 27; № 731, л. 90 и № 737, л. 9.

[170] Напр., рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. Кир. № 730, л. 25; № 733, л. 61, 78. об., № 734, л. 10 об.; 13 об., 26 об.

[171] Напр., рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. Кир № 733, л. 12; № 737, л. 203, 306 и об.; № 735, л. 24.

[172] Описание славянских рукописей Моск. Син. библ. Отдел третий, часть вторая. М., 1917, стр. 120—121 (рукопись № 467, 1570 г.); стр. 129 (рукопись № 473—XVI в.); стр. 189 и 192 (рукопись № 485, XVI в.); стр. 204 (рукопись № 486, XVI в.); стр. 238 (рукопись № 492, XVI в.).

[173] Проф. А. А. Дмитриевский, Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Казань, 1884, стр. 185.

[174] Проф. А. П. Голубцов, Чиновник Новгородского собора. М., 1899, стр. 140.

[175] Там же, стр. 139.

[176] Та же, что в современном служебнике в чине благословения колива. [177] Проф. А. П. Голубцов, Чиновник Новгородского собора, стр. 140. [178] См., напр., рукопись Синайск. библ. № 1094, XII в. и № 1096, XII — XIII вв. — проф. А..А. Дмитриевский, Τυπικα, ч. II, стр. 1 и 20. [179] Исключение составляет всенощное бдение, начинающееся великим повечерием, совершаемое на праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения, когда малая вечерня не полагается. [180] См. указанные выше списки устава из Синайской библ. у проф. А. А. Дмитриевского, Τυπικα, ч. II, стр. 1 и 25. [181] Ed. cit., col. 605, 608. Цитирую по русскому переводу в „Писаниях св. отцов и учителей Церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения“, т. II. СПб., 1857, стр. 455. [182] Divi Cypriani Liber de oratione dominika. Migne, P. Lat., t. 4, col. 542. [183] Первое издание вышло в Москве в 1803 г. [184] Новая скрижаль, изд. 17-е. СПб., 1908, стр. 89. [185] Там же. [186] Цит. труд, стр. 94. [187] Попечение Православной Церкви о спасении мiра. Изд. 4-е. СПб., 1894, стр. 159. [188] Цит. труд, стр. 159. [189] Там же, стр. 160. [190] Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. Изд. 7-е, СПб., 1907, стр. 179—180. [191] Там же, стр. 209. [192] В практике некоторые иереи, входя святыми вратами в алтарь, благословляют свещеносцев и последние уносят свечу, так что пение „Свете тихий...“ происходит при отсутствии светильника. Но типикон ничего не говорит о благословении свещеносца. По смыслу слов его светильник должен гореть перед св. вратами в течение пения всего вечернего гимна и, очевидно, может быть унесен после общего преподания мира — „Мир всем“. [193] Migne P. Gr., t. 155, col. 608. [194] Там же, col. 597.