Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Первая книга Псалтири. Псалмы 1-40

ПСАЛОМ 34. Молитва о помощи против злобных и неблагодарных врагов. Происхождение этого псалма относится к раннему времени гонения Саулова (ср. ст.1Цар.24:16, ст.11 с 1Цар.24:10); не трудно указать определенное положение, в котором находился тогда псалмопевец. Давид тяжело страдает от врагов, которым он оказывал только любовь и дружбу, и которые теперь на него клевещут и поставляют величайшую радость в том, чтобы коварно ввергнуть его в несчастие. В таком положении невинно преследуемый молится о помощи к Богу и обещает Ему за это хвалу и благодарение. Эти основные мысли псалма выражены в трех строфах, из которых каждая оканчивается обещанием благодарности (ст.9 10, 18, 28), с повторением в каждой жалобы на настоящие страдания, а также и молитвы об освобождении из них. I Строфа. Господи, противоборствуй за меня [230](ст.1-3), сделай так, чтобы враги мои были неисцельно поражены и обратились в бегство (ст.4-6) [231], Да обратится на них самих погибель, которую они мне замышляли (ст.7-8); за это я буду прославлять Тебя (ст.9-10) [232]. II Строфа. Меня неправедно обвиняют (ст.11), за мою дружбу и сердечное участие (ст.13,14) воздают неблагодарностию, злорадованием, клеветою и насмешкою (ст.12,15,16) [233]; спаси меня из такого положения (ст.17) [234], я за это буду прославлять Тебя (18) [235]. III Строфа. Да не порадуются враги мои, без всякого основания (ст.19) и коварно (ст.20) ненавидящие меня и считающие погибель мою несомненною (ст.21) [236]; помоги мне (ст.22-24) и посрами их (25-26) [237], а мне и моим друзьям доставь радость (27), чтобы прославлять Тебя за полученное спасение (28) [238]. Так как Давид в своих страданиях был прообразом Мессии, неблагодарно отвергнутого своим народом, то этот псалом с историческим характером соединяет и мессианский, т.е. он - преобразовательно-мессианский; поэтому и Спаситель у Ин.15:25 мог иметь в виду этот псалом (ср. еще Пс.68:5).

ПСАЛОМ 35. В союзе с Богом не страшна самая сильная злоба врагов. Основную мысль этого псалма можно представить таким образом: как ни велика злоба и сила грешников, так что даже праведник может прийти в уныние (ст.1-5); но бесконечно больше милость Божия праведникам и наказание Его нечестивцам (ст.6 10); защищаемый Богом праведник торжествует наконец над грешниками (ст.1-13). Никто конечно больше Давида не имел случаев испытать эту истину в собственной жизни; что испытал он на себе высказывает вообще в нашем псалме, в утешение и одобрение всех праведников, среди развращения мира. - Сначала псалмопевец изображает это развращение, людей греха, пред которыми трепещет праведник; это люди, не имеющие страха Божия, и на место божественной воли поставившие свои греховные желания (ст.2) [239]. Пред глазами Божиими они коварно поступают с ближним, и притом так, что грехи их не обыкновенные какие-либо, которых Бог отвращается, но такие, которых Он ненавидит и за которые поэтому накажет самым строгим образом (ст.3) [240]. Беззаконны их слова, ожесточенно (не восхоте разумети) сердце (ст.4); даже ночью злоба их не дает им покоя; они не боятся никакого греха (ст.5). При виде такого развращения в мире, псалмопевца и вообще праведника поддерживает только мысль о безмерной благости Божий, не оставляющей своих верующих, о бесконечной верности Господа Своим обетованиям, обещавшего праведникам награду (ст.6), и неизменной (горы) и страшной правде Божией, по которой Он не может оставить грех не наказанным (ст.7) [241] Псалмопевец сравнил наказание Богом грешников с большим наводнением (бездна много) и при этом разумел, может быть, потоп; как во время потопа Бог спасал некоторых людей и животных, так Он спасет праведников во время имеющего постигнуть наказания грешников, потому псалмопевец с воодушевлением восклицает: яко (как) умножил еси и пр. (ст.8) [242]; о прославляемом величии страха Божия свидетельствует то, что Бог принимает под Свою Отеческую защиту убогих сынов человеческих, так как они несомненно могут надеяться на Его помощь (кров крылу) и от святого жилища Его получат обильную Его милость (ст.9) [243]. Бог дарует спасающую, подкрепляющую, подающую жизнь и сохраняющую ее благодать, потому что Он Сам есть жизнь (источник живота); Он есть Первоисточник всякого блага, благо людей; но благо в противоположность бедствиям есть свет (ср. Пс.4:7; 26:1; 30:17 и др.); поэтому Бог есть свет; если же исходящий от Него свет светит на нас, тогда и мрачные обстоятельства нашей жизни становятся светлыми, блестящими; в благодатном Его свете мы видим свет, т.е. счастливые дни (ст.10) [244]. - За уверенностью в помощи Божией следует (ст.11) молитва, чтобы Бог, как теперь помогает праведникам, так и впредь сохранял их Своею благодатию (пробави - παράτινον - продли) и предал злобе грешников (ст.12; нога гордыни, ступание ногою на спину - образ поругания; рука - образ власти). Вера убеждает псалмопевца, что последнее и случится; поэтому он взором веры видит (ст.13) поражение, которое нечестивцы всегда и везде будут испытывать, как бы уже совершающимся (тамо - указание на нечто настоящее).

ПСАЛОМ 36. Счастие нечестивого быстро проходит, невинность остается торжествующею. Псалом этот составляет учительную песнь и потому в еврейском тексте имеет форму алфавитного изложения, с некоторыми впрочем отступлениями.

- Известно, что представления евреев древнейшего времени о земном назначении человека, были довольно неясны, и потому понятно, если взоры их преимущественно обращены были на земное воздаяние человеку, и если они от правды Божией здесь уже ожидали награды за добродетель и наказания за порок. Так и в нашем псалме; страдающий праведник утешает себя не ожидающею его наградою в будущем, но уверенностью в торжестве своего дела уже здесь на земле; и действительно Бог в Ветхом Завете для утешения своих праведников и к устрашению грешников уравнивал уже на земле разности нравственного мироправления, как это мы видим в судьбе Иова. Спокойное пребывание в земле обетования [245] (ст.3,9,11,18,22,27,29,34), мирное пользование сокровищами и богатствами ее (ст.3,19,25,26), помощь против притеснения грешников (39:40), долгая жизнь и богатое потомство (ст.29,37) - вот предстоящая праведнику награда; между тем как грешник после кратковременного счастия подвергается Суду Божию (ст.13,17,18) и тому несчастию, какое он замышлял праведнику (ст.15); обеднение (ст.21), изгнание из своей земли (ст.9) и совершенная погибель (ст.19,28,34,36,38) награда нечестивца. - Псалом этот несомненно написан Давидом, добродетель коего осталась торжествующею, между тем как временное счастие Саула, Навала, Ахитофела, Авессалома, скоро погибло. При ясности общей мысли псалма, в нем немало трудных мест, требующих объяснения [246].

ПСАЛОМ 37. Молитва во время тяжкой болезни и преследования от врагов. Обстоятельства происхождения этого псалма [247] представляются тождественными с обстоятельствами Пс.6. Псалмопевец, вероятно преследуемый Саулом, тяжело страдает (ст.3,7,9,18) и душею (ст.7,9,11) и телом (ст.4,6,8,11) [248]; все эти страдания, кажется, причинены ему были злобными гонителями; но страдающий псалмопевец главную их причину видит в собственной греховности. Настоящее бедствие представляется ему безмерным, поэтому оно не есть действие божественной любви, но божественного гнева; вследствие этого он молится, чтобы Бог не с яростию и не с отвергающим гневом наказал его. Свое опасение, что переносимые им бедствия происходят не от отеческой любви, но от ненависти, он обосновывает поразительным изображением этого своего бедствия (ст.13-14). Его постигло тяжкое наказание Божие (ст.3) [249], он сильно страдает вследствие своих грехов (ст.5) и телом (ст.4,6,7-8) и душою (от воздыхания сердца - внутренней боли; ст.9). А что он не преувеличивает своих страданий, в свидетели призывает Самого Бога; Бог знает вызываемое тяжелыми бедствиями сильное его желание помощи, знает сердечные страдания псалмопевца (ст.10). Чтобы подвинуть Всеведущего к помощи, чтобы возбудить Его сострадание, псалмопевец снова начинает изображать свое печальное положение (ст.11-13); от сердечной скорби изнемогает телесная его сила, исчез блеск от очей его (ст.11); друзья убегают его (ст.12) [250], между тем как клеветливые и коварные враги покушаются на жизнь его (ст.13). Чтобы показать Господу, что он не только нуждается в Его помощи (ст.3-13), но и достоин ее, псалмопевец выставляет на вид, как он вел себя в отношении к врагам своим; он не воздавал им за их ругательства и клеветы (ст.14,15) [251], но с доверчивостью представлял свое дело Богу, от Которого ожидал быть услышанным (ст.16). Почему же он надеется, что Бог его услышит? Потому что (яко; ст.17) псалмопевец говорит сам себе, думает, молится: да не когда порадуются враги мои, иначе говоря, Бог не допустит, чтобы враги одержали победу над псалмопевцем; если они велеречат уже, видя его только колеблющимся, то что станут делать, когда он совсем упадет, будучи оставлен Богом [252]. Псалмопевец свое нынешнее состояние образно представил в виде колебания, дрожания ног, т.е. изобразил свою опасность падения; это он обосновывает в ст.18 (яко); он подвергается всяческим нападениям врагов своих [253], находится в постоянном мучении (болезнь моя предо мною) и именно потому, что он чувствует себя грешником (ст.19) [254]. Многочисленны и могущественные враги его (ст.20); он им делал одно только добро, и вот они за правду его преследуют его (ст.21); против них только Бог может помочь ему (ст.22-23).

ПСАЛОМ 38. Долго сдерживаемая жалоба и настоятельная молитва тяжело испытываемого праведника. По надписанию, псалом этот написан Давидом [255] без сомнения во время Саулова гонения. Псалмопевец находится в страшном угнетении от злобных людей (ст.2б, 10, 11), но он твердо решился, не жаловаться в своем страдании, чтобы не согрешить ропотом против Бога (ст.2) [256]. Долго он крепился в принятом решении и молчал, смиренно подчиняясь водительству Божию; но такое молчание не имело никаких добрых последствий, потому что насильно сдерживаемая скорбь тем сильнее только прорывалась (ст.3); при мысли о насмешках со стороны зазнавшихся врагов, скорбь, подобно огню, воспламенялась в сердце его (ст.4) [257], и высказывалась в сильном вопле к Богу. В скорби своей псалмопевец пришел было к исполненной отчаяния мысли, что Бог совершенно оставил его, не поможет уже здесь ему, и что только смерть избавит его от страданий; поэтому он спрашивает Бога о конце своей жизни [258]; если он узнает его, то узнает также, сколько ему остается терпеть еще (ст.5). Вслед за тем он жалуется на краткость и ничтожество человеческой жизни (ст.6,7), как бы говоря: жизнь человека и сама по себе коротка и довольно бедственна; а Ты мне необычайным образом еще больше делаешь ее горькою [259]. - Высказавши таким образом свою скорбь, псалмопевец возвращается в спокойное состояние, и задает себе вопрос: что же, если и действительно так, если жизнь человеческая так коротка и бедственна, и если к тому же еще я совершенно оставлен Богом, - что имею я, на чем бы мог основать свою надежду? Должен ли отчаиваться? - Нет! Я полагаю свою надежду на Господа (ст.8) [260]. Опасаясь, что испытываемые им страдания могли быть заслуженными, он молится о прощении своих грехов (ст.9а) [261], напоминает Господу о том поношении, какое он должен испытывать от своих нечестивых врагов (безумному), и как он доселе молчал в убеждении, что это испытание происходит от Бога (ст.9б,10) [262]. Теперь же он молится, чтобы Господь отвратил тяготеющие над ним страдания (ст.11а), так как иначе он может погибнуть под наказующею рукою Божиею (ст.11б). В ст.12 (о беззаконии и проч.) он переходит от частного к общему; как его теперь наказывает Бог, по его мнению, за грехи его, так и вообще Он наказывает каждого человека за беззакония его, и скоро уничтожает его, мятущегося, как будто он вечно будет жить (ст.12) [263]. В заключение Давид молится, чтобы Господь по крайней мере теперь услышал его, помог немного отдохнуть пред своею смертию, т.е. избавиться от тяготеющих над ним страданий (ст.13,14) [264].

ПСАЛОМ 39. Благодарение за великую помощь и молитва об окончательной победе. Псалом этот написан Давидом и мог произойти во время Саулова гонения (1Цар.23:26 и д.). Псалмопевец, хотя недавно и был спасен Богом от великой опасности (2-3), но ему угрожают еще другие многочисленные опасности (ст.13), его преследуют враги, замышляя на жизнь его; - как часто это случалось во время гонений от Саула! - Псалмопевец находился в явной смертной опасности; в это время он, с полною уверенностию и надеждою (терпя потерпех - ожидая ожидал), молился ко Господу, который и услышал его (ст.2), избавил от опасности (ст.3) [265], и таким спасением воодушевил его к благодарственной песни и укрепил всех добрых людей в надежде на Бога (ст.4) [266]. Ввиду полученной им помощи, псалмопевец прославляет блаженство тех, которые надежду свою полагают на Бога, а не (подобно некоторым из его врагов) на суетных богов и на волшебство (ст.5) [267], и восходя от частного к общему, указывает (в 6 ст.) на чудесные проявления милости Божией во всей истории Израиля; ибо и в этом указании заключается новое подтверждение того, что надеющиеся на Господа счастливы бывают (ст.5). - Благочестивый израильтянин, по получении особенной милости Божией, обыкновенно приносил в жилище Его жертву в благодарность за милости и в прославление своего Бога. Давид также поблагодарил бы Господа жертвоприношением за полученное им только что чудесное спасение; но он в бегстве, и не мог поэтому принести жертвы. Бегство было премудро определено ему Богом; невозможность принести жертвы зависит от Бога. Поэтому псалмопевец совершенно прав, говоря, что Бог не хочет от него (в этом случае) благодарственной жертвы, вообще никакой (внешней) жертвы (7-8) [268], а желает от него только того, что он может принести Ему в своем отдалении от богослужебных мест, именно послушания (с евр. уши проколол; слав. тело свершил), смиренного подчинения Его воле [269]; и это - жертву духовного самоотречения - псалмопевец и обещает Господу (се прииду); в законе (Пятокнижии; главизна книжная, свиток книжный) возвещается ему воля Божия; как в книге закона, так и в его сердце; ему приятно исполнять (из благодарности) эту волю Божию и этим приносить приятную Богу жертву [270]. Псалмопевец другим образом принес уже духовную хвалебную жертву, именно тем, что он в кругу многих своих приверженцев и знающих его громко прославил явно открывшуюся на нем правду и верность обетованиям (ст.10-11 ср. ст.4). - С указанием на жертву благодарения за недавно полученное спасение у псалмопевца, еще окруженного многими опасностями, весьма естественно соединяется молитва, чтобы Бог и в будущем не оставил его Своими милостями (ст.12) против бесчисленных врагов, в виду которых он почти теряет мужество (ст.13). Конечно, псалмопевец в окружающих его бедствиях признает заслуженное только наказание за совершенные грехи (постигоша мя беззакония моя), но он с надеждою молится о помощи Божией (ст.14) и о посрамлении злорадных врагов (15-16). Если Бог услышит псалмопевца, тогда все добрые люди будут радоваться с ним и хвалить Бога (17); но теперь он еще не услышан, еще находится в печальных обстоятельствах; да поспешит же Господь, пекущийся о нем, услышать его (18) [271]. Доселе мы изъяснили 39 псалом по ближайшему историческому его смыслу; но верующий христианин из Евр.10:5 и д., знает, что этот псалом имеет также мессианский характер. Ап. Павел некоторые слова его относит к Мессии. Не раз уже говорено было, что Давид в своих страданиях, как и в славном царствовании был прообразом своего Богочеловеческого Потомка, Христа. Как некогда от Давида Господь не хотел никакой левитской жертвы, а желал жертвы безусловного послушания, жертвы всей личности; так и от Христа, послушание Коего к Отцу достигло своей высочайшей степени в предании Своего тела на ужаснейшую смерть; как Давид свою внутреннюю жертву совершил исполнением Божественной воли, так и Христос (Ин.4:34, Мф.26:39, Евр.10:7-10). Эта воля считается душою этой προσφορα. Как Давид самого себя предложил в жертву и сказал: се прииду, так сказал и Христос уже в минуту Воплощения (εισερχόμενος κλ Евр.10:5), и потом во все дни Своей земной жизни, особенно на Масличной горе (да будет воля Твоя) и на кресте. Не как частное лице стоял Богочеловек среди рода человеческого, но как Представитель его, солидарно с ним связанный; поэтому нет ничего удивительного в том, что Он, имея глубокое прозрение в любовь Божию к падшему человечеству, во время своей земной жизни часто благодарил Отца - от имени человечества (10-11), как за все благодеяния роду человеческому, так особенно за устроение искупления; ст.2-6 можно вообще считать такою благодарностью Богочеловека от имени человечества. - Пред исшествием из мира сего Искупитель молился за Своих учеников и за всех Своих людей, имевших уверовать в Него (Ин.17); Он знал, что они и по совершении искупления будут бороться еще со многими врагами; ст.12-18 можно считать молитвою Богочеловека от имени искупленного, под игом страстей и неисчетных страданий вздыхающего человечества. Вися на кресте, Спаситель мог буквально применить к Себе ст.12-18.

ПСАЛОМ 40. Благожелание тяжко страждущего сострадательным и молитва о наказании жестоких и коварных врагов. Нельзя с точностью указать определенного положения в жизни Давида, как на обстоятельство происхождения этого псалма; одни относят его к последнему времени пребывания его при дворе Саула, другие ко времени бегства от Саула, иные к Авессаломову гонению (особенно ради ст.10; Ахитофель; ср. Пс.54). Псалмопевец находится в тяжкой болезни, причиненной, как кажется (ср. Пс.6 и 37), сильными преследованиями злобных врагов и соединенною с этим душевною скорблю. В таком печальном положении псалмопевец чувствует, как отрадно бедствующему встретить сострадание и как горестно безучастие и ругательство. Поэтому псалмопевец прославляет блаженным человека сострадательного (ст.2) [272] желает и обещает ему от Бога награду и помощь во время собственного бедствия (ст.3-4) [273]. Без сомнения псалмопевец мог сказать о себе, что он всегда был сострадательны к страждущим и поэтому в настоящем своем положении он мог и себе ожидать такой помощи Божией, которую изображал в ст.2-4; это он и выражает в ст.5 [274]. Он молится об избавлении от своего бедствия, которое конечно не было совершенно незаслуженным (ст.5); затем он изображает свое печальное состояние, чтобы указать побуждение к своей молитве. Между тем как он молится о прощении и выздоровлении (ст.5), враги его ожидают смерти (ст.6). Правда, при посещении его во время болезни, они лицемерно высказывают ему свое участие, но выходя от него, они все вместе насмехаются над бедствием псалмопевца, желают ему смерти (ст.7-9); даже самый лучший друг его коварствует против него (ст.10). В таких обстоятельствах псалмопевец тем настойчивее должен молиться о выздоровлении, чтобы потом во имя Божие он мог отмстить злобным врагам (ст.11) [275]. Если Бог доставит ему выздоровление и таким образом не допустит восторжествовать его врагам, то он увидит в этом доказательство, что Бог благоволит к нему (ст.12); поддерживаемый Богом, он твердо и непоколебимо будет стоять против врагов его (ст.13). Ст.14 составляет прибавление, сделанное вероятно собирателем псалмов, и заканчивает собою первую часть книги псалмов. Псалом этот относится к числу прообразовательно-мессианских. Поруганный, тяжко больной, оставленный даже самыми лучшими друзьями, Давид был прообразом Богочеловека, взявшего на себя немощи наши и понесшего болезни (Мф.8:17), преданного своим учеником (Ин.13:18), и смерти Коего с нетерпением ожидали злорадственные "друзья" его [276]. Происходившее в меньшей степени с Давидом на Иисусе Христе совершилось в полной мере (да исполнится, Ин.13:18). [1] Есть степени греховности: хождение во грехе, именно действие по греховному совету других (грехи по обольщению); стояние в грехе (самостоятельность в грехе); сидение во грехе (постоянство в грехе). - И на седалищи губителей и т.д. с евр. "и не сидит в собрании насмешников". Насмешки над религией, о которых здесь речь, действуют губительно, как зараза; насмешник над религией губителен, как заразительная болезнь; в этом смысле LXX свободно перевели: εχ κατέδρα λοιμων т.е. αντρώπων (λοιμός чаще употребляется как прилагательное); в Вульгате вместо конкретного стоит абстрактное - pestilentiae (λιεμος сущ.). [2] Летом в безводных странах Востока, вследствие большой жары, а также и от палящего восточного ветра, часто засыхают даже деревья (ср. Иер.17:8). [3] Т.е. здесь уже, когда Бог ищет в нем плодов (Мк.11:13), и некогда на будущем суде, когда потребуются от нас добрые дела. [4] Прах - χνους - λεπτά των αχύρων (Исихий) означает здесь мелкую, от молочения обратившуюся в пыль, мякину; впрочем можно по Вульгате (puluis) разуметь и пыль земную.