Вениамин (Федченков), митр. - Два сорокоуста

...И еще мысли идут и идут. Но докончу читанный Апостол. “Глупых споров и распрей о законе (то есть вообще о том, что вне благодати, которая суть христианства) — удаляйся, ибо они безполезны и суетны” (ст. 9).

Как мудро и хорошо... И мне не должно спорить с инакомыслящими. А со своими говорить и о благодати учить, вообще свое дело делать... Но если спросят те?

Тогда один-два раза вразуми и отойди, если не послушают (ст. 10). “Зная, что таковой развратился (т. е. в основе его духа перевернулось неисправимо — Авт.) и грешит (заблуждается и притом участвуя в сем злою волею — Авт.), будучи самоосужден” (ст. 11).

Как же ясно! Ах! Как теперь ясно... И душа ликует... Готов хоть и аплодировать... О. Иоанн Кронштадтский, читая в одиночку Златоуста, аплодировал ему, выражая свой восторг...

Да! Теперь я вполне понял, что прав, истинно по-христиански прав Митрополит Сергий! Да, лояльность не только должна быть по необходимости, но и можно совершенно искренно... И даже именно должно только так, искренно, т. е. быть лояльным... Впрочем, лояльность по необходимости и не есть лояльность, а скрытое сопротивление... Камень за пазухой.

Слава Богу! Слава Богу!

Вот мы все из своего ума выдумываем, а слова Божия не читаем. Оно не только нужнее и сильнее всяких книг и мыслей наших, но и как меч рассекает, все ясно отделяя ложь от истины.

И желающим говорить по этому поводу нужно давать читать послания, где говорится об отношении рабов к господам... Нужно это одобрить. Наконец Апостол Павел уведомляет, что пошлет к Титу некоего Артему или близкого ученика Тихика, и зовет Тита к себе... Значит, после недолгого времени и моего пребывания за границей Митрополит Сергий позовет меня к себе, где предполагает перезимовать. “...Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй (кого мне приветствовать? — Авт.) любящих нас в вере...” Не только по признаку национальности, государственности, а по вере... Только так любящие — в вере, по единству веры — единомышленны и близки... По вере как таковой. А когда смотрят на веру не саму по себе, а как на средство к достижению чего-то иного, это не есть любовь “по вере”, а по нации или по государству... А ныне так многие, огромное большинство, смотрят... Это ложь на христианство... Это-то и заставляет власть в России подозревать и Православие в неискренности теперь. Какое же великое дело сделал Митрополит Сергий! Поистине историческое... Даже мiровое — перевернуть мысли всех... Это дело огромной души христианской! Дело глубочайшего ума! Плод великого страдания! Помоги ему Господь в сем апостольском подвиге! Как ему трудно теперь при общем непонимании! Нужно служить ему со всей готовностью, не отказываясь исполнять никакие послушания, как бы это трудно мне ни казалось! Нужно поддержать его! Не надо слушать ни одних, ни других, а его одного... “Повинуйтесь начальникам вашим”, — говорил вчера еще Апостол! “Благодать со всеми вами. Аминь” (15 ст.). †