Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Однажды в дом ударила молния, он вспыхнул и сгорел дотла, а сам хозяин едва успел выбраться на улицу и спастись. Люди испугались, увидев его: он и был похож на пугало, заросший, грязный, оборванный. И все, видя его, бежали прочь, как от чудовища. В отчаянии побрел он из города сам не зная куда. На дороге ему попались цыгане: “Он пригодится в нашем деле!” – решили они и, схватив его, искалечили, выкололи глаза, перебили ему руки и ноги и заставили просить для них милостыню.

Хозяин дома символизирует душу грешника. Большое богатство – дары Божии. Строительство, укрепление и украшение дома – символ попечения о плоти и мирской жизни. Неопрятный, оборванный и голодный человек – это запущенная, изголодавшаяся душа в теле. Молния – внезапная смерть. Соседи, которые гнушаются этим человеком,– Ангелы Божии, отвращающиеся от мерзкой души грешника. Цыгане – бесы, которые ищут и пленяют себе подобных.

Письмо 166

славянофилу, о голоде в “раю”

Вас удивляет, что в России царит такой страшный голод. Такой голод, что даже в маленькой Австрии милосердные люди собирают милостыню для голодающей России! Почему же нет хлеба в безбожном “раю

В жертву хлебу принесено все, что было неприкосновенным, в хлеб превращено все, и все же нет хлеба!

Огромный континент от Польши до Японии превращен в хлебный завод, и нет хлеба! Сотни миллионов человеческих рук брошены на непрерывное производство хлеба, и – нет хлеба! Весь человеческий разум, весь рабочий скот, все стальные машины работают без остановки, чтобы извлечь из земли прах, что хлебом зовется, чтобы наполнить людское чрево, и все-таки чрево поет унылую песню голода и пустоты. Что это значит? Это значит, что господа хлеба не люди: Господин хлеба – Творец мира. Значит, верны слова Христа, что Творец дает хлеба в изобилии, когда ищут его не как единственно важное, а как второстепенное. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все приложится вам [273],– такую заповедь оставил людям Господин духа и Господин хлеба. Когда животные ищут хлеба, как первое и главное, то им дается, потому что это животные. Когда люди ищут хлеба, как первое и главное, не дается им, чтобы поняли, что они люди, а не животные. Какой смысл пахать тракторами и сеять с аэропланов, если облака и небо в чужих руках? Что толку засеять весь мир, если человеку не дано власти заповедать семени прорасти, и земле – родить, и червям – не поедать, и солнцу – не сжечь, и туче – напоить, и воде – не залить? Россия – богатая страна, но и Египет был богат. И богатый Египет страдал от голода семь лет. Почему? Не от лености или неумения человеческих, совсем не от них: люди всегда умели хорошо обрабатывать землю. Причиной семилетнего голода было сопротивление фараона Богу Всевышнему, Который держит в Своей власти и землю, и солнце, и дождь, и червей, и саранчу. Один богобоязненный человек, по имени Иосиф, во имя Божие спас Египет от голодной смерти [274]. И спасение наших братьев в России не в стали, не в деньгах, не в изобретательности человеческого ума, но только в Боге. И спасение это пошлет Всевышний через тех людей и ради тех людей, которые Его убоятся. Письмо 167 священнику Драгутину Д., о двух свидетелях Божиих В удивительной книге Апокалипсис предсказано возвращение перед самым концом света двух великих свидетелей Христовых. Согласно Преданию, это будут Енох и Илия. Силой своего слова и своих дел они будут свидетельствовать о живом Христе; словно трубачи, будут будить и звать грешный род человеческий к покаянию. Вы спрашиваете: о чем они будут говорить людям? Я лишь приблизительно постараюсь ответить на Ваш вопрос. Они возопиют в окаменевшие уши человеческие: – Покайтесь без промедления, не отлагая покаяние ни на один день, ибо вот он, конец мира! На это люди будут смеяться и отвечать сквозь смех: