Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

И тогда из адской бездны восстанет сатана и распалит гнев человеческий против двух свидетелей Божиих до кипения. И убьют их. И будет хохот и веселье грешников.

В тот час земля потрясется, как никогда с сотворения мира. И падут горы и холмы, и источники водные иссякнут, и погибнут целые народы, и некому будет хоронить мертвецов. Тогда многие устрашатся, и покаются, и воздадут славу Господу, Который живет вовеки. Эти покаявшиеся станут плодом подвига и мученичества тех двух свидетелей, страдальцев за истину.

Но вот тьма, точно густая смола, покроет весь мир, и многие обезумеют от ужаса. И тогда сквозь вопль человеческого отчаяния, сквозь гул невиданного землетрясения и пелену непроницаемого мрака донесется вдруг хор небожителей, который будет звучать все громче и громче: “Се, Жених грядет!”…

И, словно в темной, безлунной ночи, прольется свет, совершенно новый, невиданный, необычайный. То вместо луны и солнца, ярче солнца, засияет Крест – знамение Сына Человеческого – и осветит всю вселенную.

И тогда, о раб Христов и сослужитель мой, тогда явится Он – спасение наше и Спаситель наш.

Письмо 168

неизвестному, о том, что чудесного сотворил Христос Вы обращаетесь ко мне, не называя себя, но просите ясного ответа, подписанного моим именем. Хорошо, я не уклонюсь от него. Однако сам факт, что Вы, господин или госпожа, не знаю, как к Вам обратиться, стыдитесь или страшитесь своего вопроса, говорит о том, что вопрос неоснователен. Вы с насмешкой спрашиваете: “Что такого необыкновенного сотворил Христос, что мы должны Ему верить? Он не изобрел ни телеграфа, ни паровоза, ни граммофона, ни аэроплана. Что же Он такого сделал?”. Действительно, ни одну из этих “железок” Он миру не открыл. Если бы Он видел спасение людей в них, то, без сомнения, открыл бы их, и не только те, что Вы перечислили, но и сотни других. Но Господь мыслил иначе, чем Вы, и видел спасение людей в ином и открыл им совершенно новый и безграничный мир – Царство Небесное, и указал всем, живущим на этой крохотной земле, путь в это Царство. А, впрочем, Ваш вопрос ненов. Этот же вопрос александрийские безбожники задали одному христианину, которого поносили, высмеивали и предали на муки. Они спросили его: “Что ваш Христос сделал такого особенного, что вы так прославляете Его?”. И ответил им на это наследник Христов: “То, что меня не ранят все ваши поношения и издевательства”. Письмо 169 художнику С. З., о простом народе Вы вернулись из продолжительной экспедиции, в которой изучали народное творчество. И теперь не можете скрыть восхищение тем, как простой народ, неученый и необразованный, мог создать такие чудесные произведения. Справедливо восхищаетесь.Все это народ мог создать только по Божественному вдохновению. Своими возвышенными творениями народ свидетельствовал о существовании Бога и Его Промысла. Ибо без Божиего содействия невозможно объяснить весь этот непостижимый по красоте и мудрости труд простого народа, крестьян и крестьянок, безграмотных пастухов и мельников. Разгадка тайны в том, что народ во всем полагался на Бога и Ему молился, и дал Бог Духа Своего Святаго, Который направлял мысли, чувства, слова и дела народа. А человека образованного, который лишь на себя надеется, Господь самому себе и предоставляет, и он создает то, что может создать человек без Бога. Как галилейский рыбак, совсем простой и неграмотный, мог написать четвертое Евангелие? Как рыбак Петр написал свои Божественные послания? Земля не может сего объяснить; без сомнения, тут небо вмешалось. Святые Божии люди, просвещенные Духом Святым, говорили не от себя – говорили от Бога. И, как вы сейчас дивитесь простому народу, так когда-то евреи дивились Христу, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня (ср.: Ин. 7, 15–16). И хотя личность Христа исключительна во всех отношениях, все-таки подобные слова можно сказать и о народе: мудрость народа не от народа, но от Бога. Народ это чувствует и носит в сердце своем: чувствует и верит, что без Бога песня не поется, без Бога дом не строится, без Бога кружева не плетутся, без Бога Слава не празднуется.