Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Вы вернулись из продолжительной экспедиции, в которой изучали народное творчество. И теперь не можете скрыть восхищение тем, как простой народ, неученый и необразованный, мог создать такие чудесные произведения.

Справедливо восхищаетесь.

Все это народ мог создать только по Божественному вдохновению.

Своими возвышенными творениями народ свидетельствовал о существовании Бога и Его Промысла. Ибо без Божиего содействия невозможно объяснить весь этот непостижимый по красоте и мудрости труд простого народа, крестьян и крестьянок, безграмотных пастухов и мельников. Разгадка тайны в том, что народ во всем полагался на Бога и Ему молился, и дал Бог Духа Своего Святаго, Который направлял мысли, чувства, слова и дела народа. А человека образованного, который лишь на себя надеется, Господь самому себе и предоставляет, и он создает то, что может создать человек без Бога.

Как галилейский рыбак, совсем простой и неграмотный, мог написать четвертое Евангелие? Как рыбак Петр написал свои Божественные послания? Земля не может сего объяснить; без сомнения, тут небо вмешалось. Святые Божии люди, просвещенные Духом Святым, говорили не от себя – говорили от Бога. И, как вы сейчас дивитесь простому народу, так когда-то евреи дивились Христу, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня (ср.: Ин. 7, 15–16).

И хотя личность Христа исключительна во всех отношениях, все-таки подобные слова можно сказать и о народе: мудрость народа не от народа, но от Бога. Народ это чувствует и носит в сердце своем: чувствует и верит, что без Бога песня не поется, без Бога дом не строится, без Бога кружева не плетутся, без Бога Слава не празднуется.

Письмо 170 Петру И., о вере в природу Вы бы хотели “новой веры” и предлагаете веру в природу и в ее законы. Если бы не оскудели Ваши познания об истории нашего народа и других христианских народов, Вам было бы очевидно, насколько необоснованно Ваше предложение. В том, что предлагаете Вы, нет ничего нового и необычного. Ибо именно такой и была вера наших предков-язычников до принятия христианства. А христианская вера, которой мы держимся, и есть новая вера по сравнению с той древней, языческой верой. Следовательно, если Вы желаете новой веры, она у Вас есть. Если желаете веры в природу и в ее стихии,– значит, Вы желаете не новой, а возрождения старой-престарой веры. Смотрите, как точно говорит об этом апостол Павел в Послании к Галатам: Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону… Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? (Гал. 4, 3–4, 9). Видите ли, куда идете? Тысячелетиями жили наши мрачные предки во тьме язычества, в рабстве у вещественных начал природы. Едва мы успели вырваться из пасти материи к высотам духовного Божества и к свободе детей единого Бога жизни, Вы хотите вернуться сейчас назад и снова оттеснить нас во мрак и рабство! Что такое природа, если не творение Божие? Что такое, если не хрупкий тростник рядом со всесильным Богом? И Вы хотите отторгнуть свою жизнь от Него и привязать ее к слабому тростнику! Что больше: горшок или горшечник? Вы цените горшок выше горшечника! Это происходит от близорукости и страха. Вы испугались вселенской пыли и ветра, который носит ее, и в страхе хотите поклониться ей по примеру своих давних предков-язычников. Неужели не видите, что даже человеческий дух показал себя сильнее природных стихий, а насколько же сильнее Дух Божий? Зачем же Вы тогда хотите бросить человеческий дух под ноги материи? Разве может быть господин рабом служанки? Оставьте недостойные и мелкие мысли славян-язычников. С такими мыслями они были дикарями и остались бы дикарями еще тысячи лет. Так же как бабочка снова не станет гусеницей и не вернется в оболочку, из которой вылетела, так и нам нет возврата в истлевшую оболочку древней языческой веры. Да просветит и освятит Вас Христос.