Николай Сербский, свт. - Миссионерские письма

Письмо 181

незнакомому человеку, о помощи Божией

Вы пишете мне из Франции. Добирались Вы долго, морем и сушей, в дороге сильно заболели и были близки к отчаянию. “Я ехал один,– пишете Вы,– и не к кому было мне обратиться, да я и не хотел этого, ибо знаю людскую немощь. Одна надежда была у меня – на Господа. Я обратился к Нему, и Он помог мне. Как-то ночью я сердечно молился Ему, и Он услышал мою короткую, но искреннюю молитву. В знак благодарности посылаю Вам триста динаров: отдайте их бедным или используйте на нужды церкви. Распределите их так, как сочтете нужным”. Я получил Ваше письмо и пожертвование и исполнил Вашу просьбу. Господь да воздаст Вам за Ваше милосердие.

Никогда не оставляйте молитву, и Господь не оставит Вас. Молитвой мы признаем свою немощь и силу Божию. Молитвой мы возносим Господа на подобающее Ему место, а человека умаляем. Люди, не знающие молитвы, нарушают истинный порядок, они возвышают себя и унижают Бога. Это свойственно немолитвенным людям. Достаточно короткого разговора с ними, чтобы увидеть, на какой высоте они держат себя и в каком унижении Бога. Где нет молитвы, там царит гордость. Гордость как надутый шар, который лопается от одного прикосновения иглы. От малейшего укола гордость превращается в отчаяние. Разумный человек всегда кроток, а кроткий именно в кротости стяжает разум. Когда смиренный человек ищет помощи у людей, на самом деле он ищет ее от Бога. И, когда обращается к врачу, он молится о помощи Богу, ибо знает, что Господь помогает опосредованно или непосредственно; или сразу, без помощи людей и предметов, или с помощью людей и предметов. Вам Он помог непосредственно. Праведного Иосифа Он спасал через людей – египетских купцов. Во всяком случае, помогает только Бог, и никто другой. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю,– говорит псалмопевец [282].

От Бога Вам здравия и спасение.

Письмо 182

Мили Д., о самодостаточной вере Вы говорите, что верите в Бога и считаете, что этого достаточно. Но и бесы веруют, и трепещут,– говорит апостол Иаков [283]. А Вам, человеку, надлежит иметь нечто большее, чем просто вера. Допустим, кто-то должен Вам пять предметов, а вернет только один, разве Вы не разгневаетесь? И Творец ждет от Вас пяти предметов, а Вы предлагаете только один. Вот эти пять предметов: вера в Бога; познание любви Божией; познание воли Божией; познание действия Божия; познание суда Божия. Просто к вере Вы могли прийти, как язычник: созерцая природу, сделать вывод, что всякая тварь должна иметь Творца. Но все остальное без Христа и Его Евангелия пониманию язычника недоступно, ибо во Христе явилась любовь Божия к человеку. Через Христа открылась человеку воля Божия, то есть то, что Господь ждет и хочет от людей. Христос явил действие Божие в мире и в жизни человека. Христос открыл и суд Божий делам человеческим, и то, как Он будет судить мир в конце времен. Если Вы считаете, что довольно одной веры в Бога, я спрошу Вас: как Вы узнаете о том, что должно делать для спасения души? Евнух эфиопской царицы, уверовав во единого Бога, поспешил в Иерусалим, чтобы спросить апостола Филиппа, что ему нужно делать, чтобы спастись (см.: Деян. 8, 26–39).А поскольку Вы хотите спастись, то должны спросить и узнать об истинной вере в истинного Бога и о том, что эта вера за собой влечет. Следовательно, одной только веры недостаточно, и знать, что Спаситель мира принес людям и что хочет от них, необходимо. А если было бы достаточно только языка природы и только веры, тогда и приход Сына Божия в мир был бы не нужен, а Его крестные страдания бессмысленны. Поэтому, пока смерть не настигла Вас, поспешите облечь мертвый скелет своей веры в плоть и жизнь. Господь да поможет Вам!