Осипов А.И., проф. - Путь разума в поисках истины - X. Эсхатологическая проблема

Все притчи Нового Завета эсхатологичны и все они говорят об этом. Не только те, кто отцом выбрал себе сатану, но и те, кто всю жизнь говорил: “Господи, Господи!” могут пойти в муку вечную. Не только те, кто отказался придти на Пир Царствия, но и те, кто пришёл на него в неподобающей одежде, могут оказаться во тьме кромешной, где будет плач и скрежет зубов. При этом дело не только в органической, если можно так выразиться, невозможности войти в Царствие Божие личности, пропитанной грехом, но и в справедливости Божией, воздающей каждому по делам его. И здесь также нет никакого противоречия: эта органическая невозможность справедлива, и справедливость в свою очередь обуславливает такую невозможность...

Мы все подсудимые, каждый из нас достоин оказаться осуждённым, и любое осуждение и наказание заведомо будет милосерднее того, что мы заслужили.

Что же нам делать? Молиться? Да. Уповать? Да. Конечно, мы не можем доподлинно знать ни своей участи, ни участи нашего ближнего. Но мы можем и должны повторять то свидетельство, которое оставил нам Господь в Своём Евангелии, придерживаясь того понимания его, какое мы находим у Святых Отцов.

***

Подводя итоги краткому экскурсу в патрологические изыскания “эсхатологических оптимистов”, мы приходим к тому же выводу, что и предшествующие критики: “перед нами вполне сознательная попытка внедрить в Православие под покровом якобы “святоотеческих”, мнения явно ошибочные и еретические”.

При этом “оптимисты-патрологи” словно нарочито игнорируют проблему того единства, с которым Предание Церкви свидетельствует о вечности адских мук. “В патристике и агиографии находятся рассказы о духовном видении святых рая и ада. Это простые и безыскусные свидетельства очевидцев, записанные для нашего назидания. Все они единогласно утверждают, что еретики лишены славы Божией. Или надо серьёзно принять эти свидетельства, т.к. патристика и агиография — второй после Св. Писания источник духовного гносиса, или же прямо заявить, что это только плоды болезненной психики, недостойные внимания “цивилизованного” человека. Но неужели Церковь так легко позволила себя обмануть, канонизировав этих свидетелей и отразив их видения в храмовой гимнографии?”

***

В заключение хочется отметить, что идеи “эсхатологического оптимизма” пока всё же не получили такого распространения, на которое рассчитывали их приверженцы, и на попытки возрождения идей апокатастасиса в ХХ веке Церковь отреагировала точно так же, как и в IV и в VI: Архиерейский собор 1935 года, посвящённый учению прот. С. Булгакова, повторил для всех современных “оптимистов”, пытающихся “размыкая круг оригеновых воззрений и удаляя от себя проклятие антиоригеновских анафем” возродить древнюю ересь: “Нельзя забывать, что диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит, рядом с “градом Божиим” и “вне” его (Апок 22:15) навеки останется область отвержения, “смерть вторая” (Апок 21:8). Откровение не знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом. “Бог будет всё” лишь в “сынах Царствия”, всё во всех, чья воля сознательно отождествилась с волей Божией”. [1] См. гл. Духовная жизнь. [2] Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад. 1914. С. 78-79. [3] Цит. по: Еп. Игнатий Брянчанинов. Соч. Т.4. СПб. 1905. С.271. [4] Слово 29-е на пришествие Господне. Сл.106-е об антихристе.