459. Нас - в пер. нань.

460. Началом - в пер. притъча, как и на И32915.

461. По весям… все… пищи: в Тр место испорчено по всемъ въ поприща. Возможное восстановление *по вьсемъ, *все, *пища.

462. Печальное. В пер. мало в соот. с oiktran зд. "плачевное". Таково слав. соответствие в слав. Мф 5.19 по Острож. Отмечено в СтСл.

463. Злой конец: злосмертны (сп2 смертныи) в соот. с dusmoron "(злая) судьба, жребий" и "смерть". В пер. производное, более сильное значение основы, с усилением значения приставки. Получился семантический плеоназм.

464. Римская жизнь: гречьстеи жизни в соот. с h Rwmaiwn politeia "Римское государство".

465. После Диоклетиана и Геркулия. Эти двое отреклись от власти 1 мая 305 г. Гл. 41 у де Бора отсутствует. Есть в Вен [Истр II, 73].

466. Зеленый: зеленыи - перевод прозвища clwroV "зеленовато-бледный", "изжелта-бледный" Констанций Хлор – рим. имп, кесарь Галлии (292—306), умер в июле 306 г. в Иорке, 56-и лет. И331 467. Как говорит Евсевий - в [Евс Церк 8.XIII]. 468. Честного: честна на месте AugoustoV из лат. Augustus "священный". См комм. к И10 СЕВАСТОМ НАРЕЧЕН. И332 469. Сильвестр – еп. КПльский (314—335), глава христианской церкви в период утверждения христианства как государственной религии. (Видимо, опечатка – св. Сильвестр был папой Римским.- А.Ч.). 470. Иконописца: иконописцемь И3327 на месте zwgrajiaV В48613 "живописания, изображения" – свободный пер. (В Лет точная калька живописаниемь ЛМ21323) Осовременивание рассказа отразилось и в появлении вставки видевъ… честныхъ иконъ И33210. "Изображение" (Константина) eikonoV род. Б4896 тоже передано словом иконою И33315. 471. Стифары: sthqaria - поясные портреты. 472. Крестил царя. По рассказу Евсевия [Евс Конст 4.62], Константин Великий принял христианство на смертном одре от рук Евсевия Кесарийского - историка и ближайшего советника царя. На расхождение версий Евсевия и ХГА обращал внимание И.С.Чичуров [Чичуров 1983, 109-110]. (По рассказу Евсевия Кесарийского в указанном месте, Константина в Никомедии крестили неназванные епископы. Руфин, Сократ, Феодорит Киррский и Созомен также не называют тех, кто крестил Константина. В более поздних источниках и в современной литературе распространенным являтся мнение, что Константин принял крещение от епископа Евсевия Никомедийского – влиятельного иерарха, поддерживавшего Ария. Амартол знал и версию о крещении Константина “арианами”, т. е., по всей видимости, все тем же Евсевием Никомедийским /резко полемизирует с ней в кн. 10, гл. 42, И353/. Версия о том, что Константин принял крещение от папы Сильвестра в средневековье получила широкое распространение не только на Западе, но и в Византии, и отражена, в частности, в Хронографии Феофана Исповедника, который приводит обе версии, также отдавая предпочтение “римской” /под 5814 г. от с.м./ – А.Ч.). 473. Повеления - в греч. "(христианского) учения" tou dogmatoV Б48718. 474. Неслыханных: в Тр зместьная - утрачена часть приставки *безместьная. 475. Тут же: абье на месте auqiV "опять, снова" - по обычному смешению auqiV и euquV "тут же тотчас". См. комм. к И51, И80 и др. И333