- Если бы я (даже) очевидцем был, если бы видел епископа, блуд творящего, я покрыл бы /И344/ творимое беззаконие полою моей порфиры, чтобы зрелище происходящего не повредило видящим.

Так, говорящих благое хваля, а противоречащих мольбою моля (и) к единству подгоняя, /214б/ он установил полное единоверие и единомыслие во всем спорном

И так, всех убедив и удостоив иереев великой чести и даров, /Б509/ он всех просил идти каждому в свое стадо. –Ф [275]

Первый же собор был в Никее, когда съехались 318 святых отцов, в двадцатый год царствования великого Константина царя. из Рима прибывшие 45 с Сильвестром наместник Вит и Викентий пресвитеры, Митрофан из Византия града, Александр из Александрии, Евстафий из Антиохии, Макарий из Иерусалима - против Ария, который был пресвитером в Александрии. Он (бого)хульствовал, что Бог Слово есть творение и не единосущен Богу Отцу, и утверждал, что было некогда, когда (Его) не было. Собор, свергнув его, /214в/ проклял его и единомышленников его; Сына же собор преславно объявил единосущным Отцу, и Богом истинным, Творцом всего, согласно пророку, сказавшему: "Из чрева прежде денницы Я родил тебя" (Пс 109.3).

И дал нам постановление 46 праздновать пасху по установленному обычаю. Ведь раньше некоторые в четырнадцатый (день) луны праздновали.

С- А через некоторое время по просьбе сестры своей Констанции он возвратил Ария из изгнания, как якобы раскаявшегося. -С С- Когда Арий вернулся и был спрошен царем, придерживается ли он веры по определению Никейского собора, он поспешно ответил:

- Верую так.

Царь же, подивившись, повелел ему поклясться, а Арий, желая /Б510/ царя обмануть и от клятвы отказываясь, сказал: - Я мыслю так, /214г/ как у меня написано. Ведь окаянный записал свою веру на хартии и, за пазухой держа, клялся истинно, (что) так думает, как написано, то есть как он сделал. -С Ф- Когда [же] он поклялся, что не будет думать противоположно собору, отпустил его царь, сказав: - Если правильна вера твоя, то клятва хороша, а если нечестива и извращена, скорее судит о тебе Господь Бог. -Ф С- Вскоре и великому Афанасию Александрийскому царь повелел принять Ария к общению как уже раскаявшегося. А когда Афанасий не принял, хорошо зная Ариево злонравие, прогнал святого Афанасия от престола его, поверив клевете, которую на него ариане возвели. И не удивительно. -С /215а/ Ф- Ведь нередко /И345/ и божественные мужи, клевету на благочестивых без проверки приняв, обманывались в правде, благочестивых презирали скорби им чинили. Так и божественный Давид, обманутый рабом своим Сивой, который, на господина своего гневаясь 47, лживо наклеветал, что он стал на сторону противника и мучителя Авессалома, того мужа презрел и от себя прогнал 48, раба же того наследником сделал (2 Цар 16). Поэтому следует с большой тщательностью и проверкой исследовать обвинения и не верить обвинителям на слово, [276] даже если они вполне достойны 49 доверия. -Ф Поэтому-то и Никодим, беззаконных иудеев /Б511/ 50 и 51, сказал: "Судит ли закон наш /215б/ человека, если прежде не выслушает его и не узнает, что он делает?" (Ин 7.51). 11. Спорящие зломудрые 52 это хорошо объясняют, говоря так: И- Тайное пусть обнаружится 53, а суд пусть проверит обличения, а проверка пусть установит должное; установленное же пусть будет записано, записанное пусть будет утверждено, а утвержденное — подкреплено делами. И все споры пусть исчезнут 54 и пусть торжествует любовь. -И Итак, нельзя без тщательной 55 проверки опрометчиво выносить решения против обвиняемых, но (только) после многой проверки и тщательного исследования.