Господь смирение твое. И он будет грубый человек: и руки его на всех, и руки всех на него, и перед лицом братьев своих поселится.

И призвала Агарь имя Господа, говорящего к ней:

- Ты Бог, призревший 246 меня (Быт 16.6-13). /Б106/

Когда же родился Измаил, Авраам сказал к Богу: "Измаил этот пусть жив будет пред Тобою". И сказал Бог Аврааму: "Истинно 247, вот Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и наречешь имя ему Исаак; и поставлю обеты Мои 248 с ним в обеты вечные, и с семенем его после него. Об Измаиле же, вот, Я услышал тебя, и благословил его, и взращу /56г/ его, и умножу его сильно; и 12 племен родит, и дам его в племя великое. Обеты же Мои Я поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра" (Быт 17.18-21).

Затем Писание говорит о рожденных от Измаила: "Первенец сын Измаила Наваиоф, и Кидар, и Навеил, и Масисан, и Мишма, и Дума, и Масса, [и] Хадад, и Фема, и Иетур, и Нафиш, и Кедма. Вот сыновья Измайловы, 12 князей, каждый у своего племени" (Быт 25.13-16). Поселился же Измаил от Хевилата до Сура, что перед Египтом, как идти в Ассирию. Перед лицом братьев своих поселился (Быт 25.18).

А Исаак родил Исава Иакова от Ревекки. И благословил Иакова, укравшего благословение брата, говоря: "Даст тебе Бог от росы небесной и от влаги земли, и множество пшеницы и /57а/ вина; и послужат тебе страны, и поклонятся тебе князья; и будь господином брату своему, и поклонятся /Б107/ сыновья отца твоего. Проклинающий тебя проклят, а благословляющий тебя благословен" (Быт 27.28-29). А Исаву он сказал: "Вот, от влаги земной селение твое и от росы небесной свыше; и мечом твоим будешь жить, и брату своему послужишь. Будет же, если когда разоришь и разрушишь 249 иго с твоей шеи (Быт27.39- 40), согрешишь прегрешением смертным". , как можно видеть, иные благословения были сказаны Иакову, а на других совершились, как и сказанное Иаковом Симеону и Левию. Ведь : "Разделю их в Иакове и рассею их в Израиле" (Быт 49.7). Но это случилось не на них, а на (их) потомках. Как и сказанное Ноем о Ханаане (Быт 9.25) сбылось на потомках гаваонитян. Так и это 250 не на Иакове свершилось, - ведь он был в страхе и трепете и много раз поклонился /57б/ брату своему, — а на потомках.

Вот, от Измаила /И90/ произросли измаильтяне, называемые теперь агарянами и сарацинами, от египтянки Агари, как было сказано; а от Исаака Исав, он же Едом, и Иаков произросли, от Ревекки. От Исава же сын Едом родился — тезка отца, и Амалик, от которых все идумеи и амаликитяне, а от Иакова Израил[я] - /Б108/ Иуда, от которого все иудеи. И от прочих родившихся произошли названия. А израильтяне получили имя от отца Иакова Израиля, а иудеи - от имени более знаменитого их брата Иуды, по имени его названы были. [86]

А божественный Авраам снова родил пятерых сыновей, от своей последней жены Хеттуры. От нее же был Мадиам, от которого произошли мадиамитяне, и Афар, от которого Африка, страна, где он поселился; она и /57в/ названа была по (его) имени, как и земля Авсит названа по Исаву, в которой жил блаженный, [и] многострадальный, прославленный Иов. Прославляя его, божественный Златоуст 251 [говорит]: ПЗ- "Был, сказано, один человек в стране Авситидийской" (Иов 1.1). Он сообщает и о его роде и о стране, дабы ты, услышав, что это (обычный) человек, удивился его необыкновенной жизни, и, уведав, что в ней вырос такой плод, поистине поразился этому цветку 252, выросшему среди терний: ведь он был из Авситидийской страны, по которой он был назван авситянином, от Исава, скверного развратника; чтобы ты подивился, из какого дурного отечества и корня произрос прекрасный плод. Ведь он потомок названного, как говорит Писание, пятый от Авраама. /Б109/ Ведь Авраам, сказано, родил /57г/ Исаака, Исаак родил Исава, Исав – Рагуила и Зару, а Зара - Иова. Так что он имел родословие от Авраама, к которому восходит. Через Исава показан корень — чтобы ты изумился плоду: ведь тот был скверный прелюбодей, а этот целомудренный и честивый, говорящий так: "Если последовали глаза мои за женою чужою" (Иов 31.9), "я завет положил с глазами моими" (Иов 31.1). не только это, но и жертву приносил за своих детей во все дни, /И91/ говоря: "Чтобы они не помыслили зло о Боге" (Иов 1.5). Так что справедливо сказано: "Был один человек, непорочный, праведный и благочестивый" (Иов 1.1) и так далее. -ПЗ ПЗ- Ибо внешние философы, давая определение человека, говорят: "Человек есть смертное разумное животное". А Божественное Писание говорит не так, но: Человек непорочен, праведен, благочестив, избегает всего дурного, а кто /58а/ таковым не засвидетельствован, тот не человек, а скотина. Пусть же тот, кто имеет человеческий облик, но оскорбляет себя дурными намерениями, послушает пророка, говорящего: "Человек, будучи в чести, не уразумел. Приложился к неразумным скотам и уподобился им" (Пс 48.13). Так что как по общему обычаю, когда кто-нибудь /Б110/ своего сына или раба посылает на какое-либо дело, то велит ему, говоря: "Как человек приступай к делу", то общее имя становится особенным чудом, так, хотя все зовутся "человек", но лишь тот истинно , кто сохраняет облик и не губит первоначальную красоту. -З ПЗ- Итак, то, что Иов человек, (для того) сказано, чтобы ты похвалил (его) природные склонности, а что он из страны Авситидийской, сказано (для того), чтобы ты воспел плод, который вырос на земле, питающей нечестивость. А то, что изначально злой 253 дьявол, исполнившись зависти при виде (Иова), просит у Бога /58б/ искушения для праведного, — чтобы ты, воспринял мужество и уведал, что бес не имеет власти над [87] истинными христианами, благочестивыми и богобоязненными, пока не будет повеления свыше – для наказания или из-за попущения 254. Ибо когда Бог посылает наказание или испытание, он наказывает за грехи или укрепляет 255 добродетель в божественных деяниях. Так что (дьявол) не мог воевать с Иовом, пока ему не было повелено. [И] не удивляйся: ведь даже на свиньях не имеет власти, как и в Евангелии слышим (Мф 8.30-32). -ПЗ Глава 13 ПЗ- , Божьи ангелы служат спасению хороших людей, ведь все они, сказано, "суть служебные духи, посылаемые на служение тем, которые должны наследовать спасение" (Евр 1.14), злые же бесы – для наказания грешных. Ведь : "Послал на них /58в/ гнев ярости Своей; ярость, и гнев, и скорбь посылает ангелами лютыми" (Пс 77.49). /И92/ Так что эти бесы хоть и отпали по произволению, но находятся под игом /Б111/ рабства, и им, как неким казнителям, приказано исполнять повеления Бога и святых. И Павел поясняет, говоря о некоторых: "Их я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать" (1 Тим 1.20). И чтобы не думали, что бесы все делают своею волею, им приказано исполнять повеления и против их желания. К святым Бог посылает слугами ангелов святых во спасение, а на грешников повелевает бесам в наказание. Ведь когда Бог вынес решение об Ахаве, говоря: "Кто пойдет и обманет Ахава, чтобы он пал?" - отвечал дух неприязненный: "Вот я (З Цар 22.20-21), так как поистине знаю, что для этого определен". Посылаются в особенности, чтобы совершить наказание на лукавых, /58г/ посылаются и к праведникам - не для наказания, а для искушения. Ибо поскольку святому ангелу служить для искушения не повелевается - ведь Бог не велит божественному ангелу творить неподобающее, потому на таковое искушение отдается повеление бесам. И не удивляйся, что и к праведникам бесы посылаются. Ведь "взошел Владыка всех от Иордана в пустыню для искушения от дьявола" (Мф 4.1). Итак, если дьявол искушал Господа всех, что удивляешься, когда бес посылается и на праведников для испытания терпения? /Б112/ Он посылается не потому, что Бог повелевает ему, а потому, что отходит от человека. Это слово Писание выражает как бы через олицетворение 256, например, когда говорит: "Грешнику же сказал Бог" (Пс 49.16). -ПЗ Исаак же, достигнув 60 лет, родил Иакова (Быт 25-26) и после того жил 120 лет, и умер, всего прожив 180 лет (Быт 35.28). Иаков же, достигнув 85 лет, родил /59а/ Левия, и после того жил 69 лет, и умер в Египте, пробыв там 17 лет, всего прожив 147 лет (Быт 47. 9,28). Будучи 75 лет, он бежал от Исава, брата своего и поселился в Харране [88] Месопотамском, то есть в Междуречье, у Лавана, брата матери своей Ревекки, у которого пастырем овец был 20 лет. И обеих дочерей его, Лию и Рахиль, в жены взяв, получил 12 сыновей и одну дочь, от свободных и от рабынь, Валлы и Зельфы. От Лии он родил Рувима, Симеона, Левия, Иуду, Иссахара, Завилона и одну дочь , а от Рахили - Иосифа, а потом - Вениамина, по возвращении. /Б113/ От Валлы же рабыни родил Дана и Неффалима, . /И93/