, размышляя об этом, возлюбленные, будем бороться с мыслями и о конце нашем заботиться как можно больше и все время благоразумно вспоминать об этом прославленном и благочестивом муже. /Б141/ Ведь Василий Великий, сильно удивляясь этому, говорит так: В- Когда вижу Моисея, великого Божьего угодника, который сподобился у Бога столь великой чести, что часто слышал от него такое свидетельство: "Я видел тебя более всех, и обрел ты благодать предо Мной" (Исх 33.17); когда я вижу, что он во время противоречия у воды, /71а не за что иное, а только за слова перед народом, недовольным нехваткой воды: "Не из этого ли камня изведу вам воду?" (Числ 20.10), только за это тотчас принял запрещение войти в землю обещанную, которая была в то время главным из обещаний Израилю; когда я вижу, что он молится и не [102] отпускается; когда я вижу, что за свои великие подвиги он не удостаивается ни малейшего прощения из-за этих немногих слов, молится и не услышан, - я воистину вижу суровость Бога, как и апостол говорит (Рим 11.22), и воистину верую, что истинно сказано: "Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник где явится?" (1 Петр 4.18). -В

О нем также и божественный 306 Исидор говорит в одном послании: И- Тому пришедшему 307 к тебе иудею, который ничего приличного и здравого не сказал, но изрыгал 308 нелепые словосплетения и заявлял, что это о сыне Навина сказано: "Пророка вам воздвигнет Бог от братьев /71б/ ваших, как меня" (Втор 18.15), - скажи: Ошибаешься ты во многом, не /И111/ разумея как следует ни прежде сказанного, ни следующего: /Б142/ "Его слушайте во всем, что он скажет вам. А всякая душа, которая не послушает пророка того, да истребится из народа ее" (Втор 18.15, 18.19). Ведь, во-первых, Моисей заповедал это, став , после возложения на него рук; во-вторых, если бы Навинов отрок превзошел Моисея, то сказанное (спорящим иудеем) было бы убедительным, хотя и не истинным, а поскольку он намного слабее 310, то этот домысл кажется невозможным. В-третьих, (Иисус) не добавил ничего к Закону, а пребывал в этом Законе. В-четвертых, если бы речь шла о нем (сыне Навина), то следовало бы сказать не "воздвигнет", а "воздвиг". В-пятых, следовало бы сказать: "всякая душа, которая не послушается пророка этого", но сказано "того", /71в/ (а) "этого" написано (ложно). В-шестых, когда послали Иоанна, рожденного много поколений спустя, собравшись 311, пророк ли он, он ответил им: "Нет" (Ин 1.21). Ведь он был пророком, но не тем пророком. В-седьмых, по пришествии Христа, видевшие чудеса говорили: "Это воистину пророк" (Ин 6.14). Итак, пусть (спорящий) с этим увидит, сколько против него возражений, и поклонится истинному Провидцу, Царю и Создателю. -И

Глава 21

После же Моисея власть принял Иисус Навин (1220-1200), и, перейдя Иордан, жил в земле обетованной 32 года, воюя и распределяя ее /Б143/ между сынами Израиля, и умер, прожив [110 лет (Нав 24.29).

И Моисей, поразив Сигона, царя аморрейского, и Ога, царя васанского, последнего из гигантов, то есть исполинов, живших в Рефаиме, в Астарофе (Нав 12.4), Рефаимова внука, у которого ложе было железное, в длину имевшее /71г/ девять локтей, а в ширину четыре (Втор 3.11), захватил всю их землю, а Иисус покорил хананеев, и ферезеев, и гергесеев, и хеттеев, и иевусеев, и аморреев, и евеев (Нав 12.8) и всех их царей числом 32 (Нав 12.24) и всю землю их отдал сынам Израилевым, как было сказано. "Когда же они бежали, сказано, от лица сынов Израилевых, Господь испустил на них каменный град с неба, и больше было погибших их от каменного [103] града, нежели тех, кого убили сыны Израилевы оружием в сражении" (Нав 10.11) под предводительством Иисуса. великий чудотворец и /72а/ боголюбец не избежал печалей и всяческих скорбей. /И112/

О нем боговидец Златоуст сказал: З- Уразумей, какой праведный он человек. Ведь Иисус Навин сказал: "Да станет солнце над Гаваоном и луна - над фарагой 312 Елома" (Нав 10.12), и было. [Ведь сказано:] "И остановилось солнце среди неба до конца дня, и не было такого дня /Б144/ ни прежде [ни потом], чтобы Бог послушался человека, ибо Он сражался за Израиля" (Нав 10.13-14). Это больше Моисея. Что же? не одно и то же - повелеть морю или тому, что в небе. , то велико и весьма велико, но все же [не] равно (этому). если святые совершают столько дел здесь, то сколько там? Насколько больше у них сияние и дерзновение? -З З- Однако же и этот удивительный чудотворец, преемник Моисея, принял, (подобно) ему, так сказать, все печали. Если по молодости он и избежал чего-нибудь, то после смерти /72б/ его восполнил. Ведь не только при жизни Моисея разрывал он одежды и посыпал себя пеплом, но и после кончины Моисея подвергся такому же и даже большему бедствию, целый день пролежав ничком на земле из-за греха Аханова (Нав 7.1) и поражения 313 народа после того, как он остановил Иордан, и перевел народ, и разрушил город Иерихон. Послушай его слова и плач. Ведь сказано: "И разодрал Иисус одежды свои и пал на лицо на землю перед Господом, и до вечера он и старейшины Израилевы посыпали прахом головы свои. /72в/ сказал Иисус: Прошу Тебя, Господи! зачем раб Твой перевел народ сей через Иордан, чтобы предать его Аморрею и погубить их? И что скажу я, когда преклонил Израиль шею /Б145/ перед врагом своим? И, услышав, хананеи [и все] живущие на этой земле окружат нас и сотрут с земли" (Нав 7.6-9). Видишь, что и этот не меньше Моисея терзается и тревожится, страшась гибели народа. А вскоре и сам он подобным образом лишился жизни из-за многого затруднения и скорби. Я не буду говорить о разных бранях, и войнах, заботах, и об обмане гаваонитян. К тому же и /И113/ раздел наследства [доставил ему] и великое страдание, и много печали. И те, кому поручалось разделить имущество /72г/ между братьями и наследниками поровну 314, , что это трудно и неприятно для обеих (сторон). Так что все те, которые в высшей степени угодили [Богу], искушались печалям и оказывались верными в любви и дерзновении к Богу. И вообще, если бы кто-то захотел проверить все, то он нашел бы много пользы в искушениях. Тот, у кого велико слово от Бога, не бывает без печали, даже если мы не понимаем Божьих испытаний для них. –З

Комментарии

И53 1. Иосиф - согласно данным К. де Боора, это Псевдо-Иосиф. 2. В Иерусалиме - извлечение из Анон. 8. У де Боора ссылки на Анон. нет. 3. Симмах - здесь в Анон. 8 цитируются "Диалоги" Кесария, Вопр. 48, где имени Симмаха (по слав. пер. Диалогов) нет; в греч. тексте Анон. есть. 4. Каинан... 903 года - числа в генеалогии праотцев по Книге Бытия 5 нужно рассматривать как символические. Они разнятся в библ. источниках и в извлечениях. В ХГА все три числа (годы жизни ко времени рождения первого сына, после этого до смерти, сумма "всех лет") совпадают с библ. для Еноса, Иареда, Еноха, Мафусала, Серуха. Расхождения по греч. спискам ХГА и с библ. отмечены де Боором. Врем дает новые варианты. Расхождения касаются Каинана: Быт 5.12 910, ХГА = Врем 903; Малелеила Быт 5.15 730, ХГА 704, Врем 740; Ламеха: Быт 5.28 777, ХГА 759, Врем 755; Сима (ХГА прибавила к годам его жизни два года после потопа); Арфаксада: Быт 11.12 суммы лет нет, ХГА = Врем 538; Салы: Быт 11.14 403 = ХГА, Врем 430; Рагава: Быт 11.20 суммы лет нет, ХГА 339, Врем 330 (потеря литеры); Нахора: Быт 11.22 129, ХГА 122, Врем 120. И54 5. Один... другой: enoV... enoV, что было понято как собств. имя и транслитерировано: еносъ... йеносъ. Так и в Син (С45об.). Отмечено в [Истр. II, 158].