Закон Божий

3. Освящение (пресуществление) Даров

Совершение Св. Таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника: "Благодарим Господа!" Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троиц Единосущной и нераздельней". Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристическою (благодарственною), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарить Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа - Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, "победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". - Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которую взывают Ангелы: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнены) небо и земля славы Твоея". К этой песни, называемой "серафимскою", певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим: "осанна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних (в небесах)! благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!" Слова: "победную песнь поюще..." взяты из видений пророка Иезекииля (1, 4-24) и ап. Иоанна Богослова (Ап. 4, 6-8): они в откровении видели Престол Божий, окруженный ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали: "Свят, Свят, Свят Господь Бог".

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, воспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил Свят. Таинство Причащения, произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Свят. Таинства: "Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов" и "Пийте от нея вси, сия (эта) есть кровь Моя Нового Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов". После этого, священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении Причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие, и вслух произносит: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся" (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Певчие протяжно поют: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш", а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3-го часа: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящихтися". Диакон произносит 12 ст. 50-го пс.: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей". Священник опять читает тропарь 3-го часа, диакон произносит 13 ст. 50 пс.: "Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отъими от мене". Священник третий раз читает тропарь 3-го часа. Благословляя Св. Агнец (на дискосе), он говорит: "И сотвори убо хлеб сей - честное Тело Христа Твоего". Благословляя вино (в св. чаше), он говорит: "А еже в чаши сей - честную кровь Христа Твоего. Диакон по каждом возгласе говорит: Аминь. Наконец благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: "Преложив Духом Твоим Святым". Диакон же трижды говорит: аминь, аминь, аминь. В эти великия и святыя минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Св. Дарами земной поклон, как Самому Царю и Богу. Это - самый важный момент Литургии.

По освящении Св. Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Св. Дары послужили "во трезвение души" (т. е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение (получение) царствия небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т. е., чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение, и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же ("изрядно") вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: Изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Присно Деве Марии", на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: "Достойно есть..." (В св. Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их), вместо "Достойно есть", поется в честь Божией Матери задостойник, т. е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом). Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух "в первых помяни, Господи, святейшия восточные патриархи православныя"..., поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: "И всех и вся", т. е. помяни, Господи, всех верующих - мужчин и женщин. Молитва за живых оканчивается возгласом священника; "И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) и великолепое (величественное) имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков", и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: "И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами".

Далее идет следующая часть Литургии верных.

4. Приготовление верующих к причащению

Оно начинается просительной ектенией: "Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся", т. е. помянувши всех Святых, опять и опять помолимся Господу "о принесенных и освященных честных Дарех, чтобы (яко да) Человеколюбец Бог наш, приняв их (прием я) во святый пренебесный и духовный (мысленный) Свой жертвенник, как духовное благоухание, как приятную Ему жертву (в воню благоухания духовнаго), ниспослал нам Божественную благодать и дар Св. Духа. - Далее следуют обычные прошения просительной ектении, которая оканчивается возгласом священника: "И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (смело, как дети просят отца) неосужденно смети (осмелиться) призывати Тебе Небесного Бога Отца и глаголати. Поется молитва Господня - "Отче наш..." Хорошо делают настоятели, когда все присутствующее приглашаются петь эту молитву... - Далее следуют преподание мира и преклонение глав, во время которого священник молит Господа освятить верующих и сподобить их неосужденно причаститься Св. Таин. - В это время диакон, стоя на амвоне, крестообразно опоясуется орарем для того, чтобы, во 1-х, беспрепятственно служить священнику во время причащения, и во 2-х, выразить свое благоговение к Св. Дарам, в подражание Серафимам, которые, окружая Престол Божий, закрывали лица свои крылами (Ис. 6, 2-3). При возгласе диакона: "вонмем!" завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: "Святая - святым". Это означает: Св. Дары могут быть преподаны только "святым", т. е., верующим, которые освятили себя молитвою, постом, таинством покаяния (исповеди). Сознавая свое недостоинство, певчие от лица верующих возглашают: "Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца".5. ПричащениеСледует причащение священнослужителей в алтаре. Священник раздробляет Святый Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Св. Тайны диакону. Части для причащения мирян, по причащении священнослужителей, опускаются в потир. - Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый "причастным", а затем поется какое-либо песнопение или читаются молитвы перед причащением... Открываются царские врата для причащения верующих мирян, и диакон, имея в руках Св. Чашу, произносит "Со страхом Божиим и верою приступите". Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Св. Даров - явление Иисуса Христа по воскресении. Преклоняясь пред Св. Чашей, как пред Самим воскресшим Спасителем, певчие от лица верующих поют: "Благословен грядый во имя Господне; Бог-Господь и явися (явился) нам". Причащающиеся миряне, "со страхом Божиим и верою" приступая к Св. Чаше, с предварительным поклоном, повторяют вполголоса произносимую священником молитву пред причащением: "Верую, Господи, и исповедую...", в которой исповедуют свою веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, Спасителя грешных, веру в Таинство Причащения, в котором под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь Христову, как залог вечной жизни и таинственного общения с Ним, и просят Его удостоить их неосужденно причаститься Св. Таин во оставление грехов, обещая не только не изменять Христу, не быть Иудою-предателем, но и среди жизненных страданий, подобно благоразумному разбойнику, твердо и смело исповедывать свою веру. Сделав земной поклон, верующие для принятия Св. Таин поднимаются на амвон. Раньше этого времени, ради порядка и благоговения к Святыне, не следует сходить со своего места, и совершенно недопустимо при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься; каждый должен помнить, что он первый есть только грешник. Крестообразно сложивши руки на груди, подходят причащающиеся к царским вратам, не делая крестного знамения пред Св. Чашей, которую по причащении лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть Св. Чаши.По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя: "не препятствуйте детям приходить ко Мне" и "пийте от нея вси", в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).По причащении верующие принимают теплоту, т. е. церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту хотя малейшая частица Св. Даров. По причащении мирян, священник опускает в св. Чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровью и молитвами Святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы. Затем он благословляет верующих словами: "Спаси, Боже, люди Твоя (верующих в Тебя) и благослови достояние Твое" (собственность Твою, Церковь Христову). В ответ на это поют: "Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную; нераздельней Троице поклоняемся: Та бо нас спасла есть". Содержание этой песни: мы увидели истинный свет, так, как омыв грехи свои в таинстве Крещения, называемся уже сынами Божиими по благодати (милости), сынами света, получили Св. Духа чрез св. Миропомазание, исповедуем истинную (православную) веру, покланяемся нераздельней Троице, потому что Она спасла нас ("Та бо нас спасла есть"). Диакон, взяв из рук священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв св. Чашу и благословляя ею молящихся, возглашает: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков", и относит ее на жертвенник. Это последнее, явление Св. Даров верующим, перенесете их на жертвенник и возглас священника напоминают нам вознесение Господа Иисуса Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви "во вся дни до скончания века" (Матф. 28, 20)6. Благодарение за причащение и отпустПокланяясь Св. Дарам в последний раз, как Самому Господу Иисусу Христу, верующие благодарят Господа за причащение Св. Таин. Певчие поют благодарственную песнь: "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим божественным, бессмертным и животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. То есть, восхваляя Господа за то, что Он удостаивает нас причащаться Божественных бессмертных и животворящих Таин, просим Его сохранить нас в святости, полученной в Св. Таинстве Причащения (соблюди нас во Твоей святыни), весь день поучаться правде Божией. После этого диакон произносит краткую ектению: "Прости, приимше Божественных... Христовых Таин"... (с благоговением причастившись), призывающую "достойно благодарить Господа". Испросив Его помощи провести этот день свято, мирно, безгрешно, он приглашает предать себя и жизнь свою Христу Богу. Священник, сложивши антиминс и полагая на него Евангелие, возглашает: "Яко Ты еси освящение наше и Тебе славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков" и прибавляет: "С миром изыдем", этим показывая, что Литургия кончается и что из храма нужно выходить мирно, в мире со всеми. Певцы от лица всех поют: "О имени Господни", т. е. выйдем с благословения Господня. Священник выходит к молящимся за амвон и читает заамвонную молитву, в которой еще раз просит Господа спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, не оставить Своими милостями всех уповающих (надеющихся) на него, даровать мир миру (вселенной), священникам, верным правителям и всем людям. Эта молитва представляет собою сокращение всех ектений, произносимых за Божественной Литургией. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвою праведного Иова: "Буди имя Господне благословенно отныне и до века". Чаще всего именно в это время для духовного просвещения и назидния произносится пастырская проповедь, в основу которой полагается Слово Божие. Затем священник, в последний раз благословляя верующих, произносит: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков, и воздает благодарение Богу: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!" Обратясь к народу и имея в руке напрестольный Св. Крест, осенив себя крестным знамением, что должны сделать и все присутствующие, священник произносит отпуст: "Христос истинный Бог наш"... В отпусте священник, вспоминая молитвы за нас Божией Матери, Апостолов, храмового святого, святых, память которых празднуем в этот день, праведных Боготец Иоакима и Анны (родителей Божией Матери) и всех святых, выражает надежду, что Христос, истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец, тут же он дает Св. Крест верующим для лобызания. Каждый верующий христианин, не спеша и не стесняя других, в порядке известной очереди, должен поцеловать Св. Крест, чтобы крестным целованием засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет молитву о сохранении на многие лета святейших православных патриархов, правящего архиерея, прихожан храма и всех православных христиан.