Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский.

Мотовилов сразу почувствовал себя исцеленным.

Глава 10. Батюшка-старец.

Чудный руководитель был батюшка. Как жаль, что записи о его наставлениях относятся, по преимуществу, лишь к последним годам жизни. Но и их так много, что невозможно вместить все в краткое жизнеописание, по необходимости отметим лишь наиболее важное и нужное. Многие дивились прозорливости и мудрости о.Серафима.

Однажды в келью его вошли вместе строитель, или настоятель Высокогорской пустыни архимандрит Антоний [17], и владимирский купец. Отца Антония батюшка попросил сесть обождать, а с купцом начал разговаривать.

Все твои недостатки и скорби, сказал он, суть следствия твоей страстной жизни. Оставь ее, исправь пути твои.

И затем кротко и ласково начал обличать его в пороках, но с такою теплотою сердца, что оба его слушателя заливались слезами. В заключение о.Серафим велел купцу отговеться в Сарове, обнадеживая его, что в случае искреннего покаяния Господь не отнимет от него Своей благодати и милости. Купец с умилением поклонился ему в ноги, обещаясь исполнить все советы, и в слезах, но с облегченной душою вышел от него.

Удивленный прозорливостью старца, о.Антоний сказал потом:

Батюшка, душа человеческая перед вами открыта, как лицо в зеркале, в моих глазах. Не выслушавши духовных нужд и скорбей бывшего сейчас богомольца, вы ему все высказали.Отец же Серафим не сказал ни слова.Строитель продолжал:Теперь я вижу: ум ваш так чист, что от него ничего не сокрыто в сердце ближнего.Отец Серафим положил правую руку на уста своему собеседнику, и сказал:Не так ты говоришь, радость моя. Сердце человеческое открыто одному Господу, и один Бог сердцеведец, а человек приступит, и сердце глубоко (Пс.63,7).Засим рассказал он, как некоторые укоряли святого Григория Богослова за то, что приблизил он к себе Максима циника. Но святитель сказал: Един Бог ведает тайны сердца человеческого, а я видел в нем обратившегося от язычества в христианство, что для меня велико.Строитель опять спросил:Да как же, батюшка, вы не спросили от купца ни единого слова, и все сказали, что ему потребно?Отец Серафим, отверзши уста и распространив слово, начал изъяснять:Он шел ко мне, как и другие, как и ты шел, яко к рабу Божию. Я, грешный Серафим, так и думаю, что я грешный раб Божий, что мне повелевает Господь, то я и передаю требующему полезного. Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим, и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решить своим умом: в таких случаях всегда делаются ошибки.Весьма назидательную и многообъяснительную сию беседу старец заключил так:Как железо ковачу, так я предал себя и свою волю Господу Богу: как Ему угодно, так и действую, своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю.Вот как сам о.Серафим объяснял свои советы и наставления: Всеведущий Господь говорил чрез него. Поэтому он не задумывался, а обычно отвечал немедленно и несомненное или даже говорил о том, что не приходило и на помысл его собеседникам, но что открывал ему Дух Святой.