Свт. Афанасий Великий-К СЕРАПИОНУ ПОСЛАНИЕ 1-Е. -ПРОТИВ ХУЛИТЕЛЕЙ, -УТВЕРЖДАЮЩИХ, -ЧТО ДУХ СВЯТЫЙ ЕСТЬ ТВАРЬ-20.

И еще, Дух Святый един, а тварей много. Ангелов тысячи тысяч и тьмы тем. Много светил, много престолов, господств, небес, херувимов, серафимов, архангелов. И одним словом: твари не что-либо единое, но их много, и они различны. Если же Дух Святый един, и тварей много, и ангелов много, то какое подобие у Духа с существами созданными? И само собой явно, что Дух не из числа многих, и даже не ангел, но единосущ, лучше же сказать, собственен единосущему Слову, собственен и единосущен единосущему Богу.

Так эти одни, сами по себе взятые, сказуемые о Святом Духе показывают, что Он по естеству и по сущности не имеет ничего общего с тварями и им собственного, но инаков с существами созданными, собственен же, а не чужд, существу и Божеству Сына, и по тому же Божеству неотделим от Святой Троицы, чем и постыждается нечувствие сих еретиков.

28) Впрочем, сверх сего посмотрим еще на самое первоначальное предание, на учение и веру вселенской Церкви, веру, какую передал Господь, проповедали апостолы, соблюдали отцы. Ибо на ней основана Церковь, и кто отпадает от нее, тот не может быть и даже именоваться христианином.

Итак, есть Святая и совершенная Троица, познаваемая в Отце и Сыне и Святом Духе, не имеющая ничего чуждого или приданного от вне, не из Зиждителя и твари составляемая, но всецело Творящая и Зиждительная. Она подобна самой Себе, нераздельна по естеству, и едино Ее действо. Ибо Отец творит все Словом в Духе Святом. Так соблюдается единство Святой Троицы. Так проповедуется в Церкви един Бог, Иже над всеми 42 и чрез всех и во всех (Еф 4:6), над всеми как Отец, начало и источник, чрез всех — Словом, во всех же — в Духе Святом. Троица же не по имени только и образу выражения, но в самой истине и существенности есть Троица. Ибо как Отец есть Сый, так Сый есть и над всеми Бог — Слово Его, и Дух Святый не чужд бытия, но истинно существует и пребывает. И вселенская Церковь ничего не убавляет из сего мудрствования, чтобы не впасть в учение нынешних иудеев, подражающих Каиафе, и в учение Савеллиево, и не примышляет ничего большего, чтобы не вринуться в языческое многобожие. А в удостоверение, что такова вера Церкви, пусть дознают, что Господь, посылая апостолов, такое именно основание Церкви повелел положить, говоря: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19), так и научили пошедшие апостолы, такова их проповедь во всей поднебесной Церкви.

29) Поелику же Церковь имеет такое основание веры, то пусть еще еретики скажут и дадут нам ответ: троичен ли или двойственен Бог? Если двойственен, то пусть Дух сопричислен будет вами к тварям. Но таковое ваше мудрование есть уже не о Едином Боге, Иже над всеми и чрез всех и во всех, отделяя и отчуждая Духа от Божества, вы не имеете у себя сущего во всех. И тайноводство ваше, какое, по мнению вашему, совершаете так мудрствуя, совершается не всецело в Божество, потому что к Божеству присоединяете тварь. И вы, как ариане и язычники, в богословие свое вводите тварь вместе с Богом, который сотворил ее Словом Своим. А после этого, какое же упование ваше? Или кто сочетает вас с Богом, когда имеете не Духа самого Бога, но духа 43 твари? Какова же ваша дерзость и невнимательность: Отца и Слово Его низводите до тварей, и тварь опять уравниваете с Богом! Ибо это самое делаете, представляя себе Духа тварью и вчиняя Его в Троицу. Да и что означает это ваше беснование — умыслить такую неправду на Бога, будто бы не все ангелы или не все твари, но единый из них сопричисляется к Богу и к Слову Его? Как скоро Дух есть ангел и тварь и вчинен в Троицу, то надлежало бы, по вашему, не одного ангела, но и всех сотворенных ангелов сопричислить к Троице. Надлежало бы у вас быть уже не Троице, но неисчислимому некоему множеству в Божестве, чтобы и в этом опять мнимо совершаемое вами тайноводство, разделяемое и здесь, и там, соделалось нетвердым по разнообразию. Ибо таковы таинства у вас и у ариан, рассуждающих нечестиво о Божестве, и служащих твари паче создавшего всяческая Бога.

30) Таковые несообразности сретают вас вследствие допускаемой двойственности. А если Бог троичен (что и действительно), доказано же, что Он есть нераздельная и не неподобная Себе Троица, то необходимо, чтобы единая была и святость Троицы, и единая вечность Ее, и естество непреложное. Ибо как преданная нам вера в Троицу есть единая, и она сочетавает нас с Богом, а кто отъемлет что-либо от Троицы и крещается в одно имя Отца, или в одно имя Сына, или в Отца и Сына без Духа, тот ничего не приемлет, но и крещаемые, и кто мнит себя преподающим крещение, остаются тщи и непосвященны, потому что тайноводство совершается во имя Троицы: так, и кто отделяет Сына от Отца или Духа низводит до тварей, тот не имеет ни Сына, ни Отца, но безбожен, хуже неверного и скорее все, только 44 не христианин. Как одно есть крещение, преподаваемое во Отца и Сына и Святаго Духа, и одна вера в Троицу, как сказал апостол (Еф 4:5), так Святая Троица, сама с Собою тождественная и пребывающая в единении, не имеет в Себе ничего созданного. Таково нераздельное единство Троицы, такова единая в Нее вера.

Если же это не так, по измышлению вашему обратные, но мечтаете вы, будто бы Дух Святый есть тварь, то уже не одна у вас вера, и не одно крещение, но два: одно во Отца и Сына, а другое в ангела, который есть тварь. И нет уже у вас ничего надежного и истинного. Ибо какое общение у созданного и Зиждителя? Или какое единство у дольних тварей и у создавшего их Слова?

Ведая сие, блаженный Павел не разделяет, подобно вам, Троицу, но научая единству Ее, написал коринфянам о духовных дарованиях, и все возглавляет Единым Богом Отцом, говоря: разделения же дарований суть, а тойжде Дух; и разделения служений суть, а тойжде Господь; и разделения действ суть, а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех (1 Кор 12:4–6). Ибо что каждому разделяет Дух, то подается от Отца Словом, потому что все, принадлежащее Отцу, принадлежит и Сыну. Почему и Сыном подаваемое в Духе есть Отчее дарование. И когда в нас Дух, тогда в нас же дающее Дух Слово, а в Слове и Отец. И таким образом, исполняется сказанное слово: приидем Аз и Отец, и обитель у него сотворим (Ин 14:23). Ибо где свет, там и сияние, а где сияние, там его действенность и светозарная благодать. И сему также научая, Павел написал еще к коринфянам во втором Послании, говоря: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога, и общение Святаго Духа со всеми вами 45 (2 Кор 13:13). Ибо подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца чрез Сына в Духе Святом, потому что как благодать даруемая Сыном есть от Отца, так не может быть общения даяния в нас, разве только в Духе Святом. Его причастившись, имеем любовь Отца, и благодать Сына, и общение самого Духа. 31) Таким образом, и этим доказывается единая действенность Троицы. Ибо апостол означает не то, что различны и отдельны даяния каждого лица, но что даруемое подается в Троице, все же сие есть от Единого Бога. Посему, если кто не тварь, но соединен с Сыном, как Сын соединен с Отцом, спрославляется с Отцом и Сыном и познается Богом вместе со Словом, и приводит в действие все, что делает Отец через Сына, Того назовет кто-либо тварью, то нечестивое его учение не простирается ли прямо на самого Сына? Ибо ничто не приходит в бытие и не совершается иначе, как только через Сына в Духе. Это воспевается и в псалмах: Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их (Пс 32:6). И в сто сорок седьмом псалме сказано: послет Слово Свое, и истает я: дхнет Дух Его, и потекут воды (Пс 147:7). Да и оправдались мы, как сказал апостол, именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего (1 Кор 6:11). Ибо Дух не отделен от Сына. И действительно, когда Господь говорит: приидем Аз и Отец, приходит и Дух, вселяясь в нас не иначе, но так же, как вселяется и Сын, о чем пишет Павел к ефесянам: да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Лухом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу (Еф 3:16). Когда же в нас Сын, тогда в нас и Отец, потому что 46 Сын говорит: Аз во Отце, и Отец во Мне (Ин 14:11). Посему-то поелику Слово пребывает в пророках, то пророчествуют они в самом Духе Святом. Когда Писание говорит: и бысть Слово Господне к пророку сему, тогда показывается тем, что пророчествует он в Духе Святом. Ибо у Захарии написано: обаче словеса Моя, и законы Моя приемлете, елико Аз заповедаю в Дусе Моем рабом Моим пророком (Зах 1:6), и несколько ниже, жалуясь на народ, Бог сказал: и сердце свое учиниша непокориво не послушати закона Моего, и словес, яже посла Господь Вседержитель Духом Своим рукою пророков Его прежних (Зах 7:12). И Петр в Деяниях сказал: мужие братие, подобаше скончатися Писанию, еже предрече Дух Святый (Деян 1:16). И апостолы единогласно воскликнули так: Владыко, сотворивый небо, и землю, и море, и вся, яже в них: Иже Духом Святым, усты отца нашего Давида отрока Твоего рекл еси (Деян 4:24). И Павел, быв в Риме, с дерзновением сказал пришедшим к нему иудеям: добре Дух Святый глагола Исаием пророком ко отцем вашим (Деян 28:25), а к Тимофею написал: Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от здравыя веры, внемлюще духовом лестчим (1 Тим 4:1). Посему, когда сказуется, что в ком-либо пребывает Дух, тогда разумеется, что в нем и Слово, дающее Духа. И по исполнении пророчества: излию от Духа Моего на всяку плоть (Иоил 2:28), Павел сказал: подаянием Духа Иисус Христова во мне (Фил 1:19), а к коринфянам написал: искушения ли ищете глаголющаго во мне Христа (2 Кор 13:3)? Если же глаголил в нем Христос, то явно, что глаголил в Нем Дух Христов. Ибо по сказанному в 47 Деяниях, когда глаголил в нем Христос, сказал он также: и ныне се аз связан Духом, гряду во Иерусалим, яже в нем хотящая приключитися мне не ведый, точию яко Дух Святый по вся грады свидетельствует мне, глаголя: яко узы мене и скорби ждут (Деян 20:22–23). Посему если святые говорят: сия глаголет Господь, то говорят не иначе, как в Духе Святом, и говоря в Духе, говорят во Христе. Если и Агав сказал в Деяниях: тако глаголет Дух Святый (Деян 21:11), то не иначе, как по причине бывшего к нему слова, Дух подавал силу вещать в Духе и засвидетельствовать, что ожидает Павла в Иерусалиме. И действительно, когда опять Дух свидетельствовал Павлу, тогда глаголил в нем сам Христос, так что свидетельство, бывшее от Духа, было Христовым. Так, когда и на Святую Деву Марию снизошло Слово, тогда снисшел и Дух, и Слово в Духе образовало и сочинило Себе тело, желая сочетать Собою и принести ко Отцу тварь, и в том примирити всяческая, умиротворив и небесная и земная (Кол 1:20). 32) Итак, божественными Писаниями согласно свидетельствуется, что Дух Святый — не тварь, но собственен Слову и Отчему Божеству. Ибо таким образом, учение святых сводится в учение о Святой нераздельной Троице. И это есть единая вера вселенской Церкви. Неразумное же баснотворство этих «обратных» разногласит с Писаниями, согласуется же с неразумием ариан, и им естественно так лицемерить для оболыцения простодушных. Но благодарение Господу, что они, как пишешь, не утаились, прикрывая себя этим лицемерным прекословием арианам. Ибо и им стали ненавистны, потому что одного Духа, а не вместе и Слово, именуют тварью, и всеми преданы осуждению, как 48 подлинно духоборствующие и вскоре делающиеся паки мертвыми, потому что лишены и не имеют в себе Духа. По слову блаженного апостола, они, как люди душевные, не могли приять, яже Духа Божия, зане духовне востязуются (1 Кор 2:14). Но мудрствующие согласно с истиною востязуют вся, сами же ни от единаго востязуются, имея в Себе Господа, который в Духе дает им откровение о Себе и об Отце Своем. 33) А я, живя в пустыне и не заботясь, что будут смеяться слабости и недостаточности в изложении доводов, написал это вкратце, по причине бесстыдства уклонившихся от истины, и посылаю твоему благоговению, усердно прося, чтобы ты, читая это, одно исправил, а что сказано слабо, в том извинил. Ибо изложил я это согласно с преданной нам от отцов апостольской верой, ничего не примыслив от вне, но чему научился, то и начертал, согласно со святыми Писаниями, потому что и это согласуется с приведенными выше в доказательство местами святых Писаний, и не от вне примышлено, но сам Господь Иисус Христос так словом Своим учил самарянку, а через нее и нас о совершенстве, нераздельном и едином Божестве Святой Троицы. Сама Истина свидетельствует, говоря самарянке: жено, веру Ми ими, яко грядет час и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, Духом и Истиною достоит кланятися (Ин 4:21, 23, 24). А из этого видно, что поколику истина есть сам Сын, как сам Он говорит: Аз есмь истина (Ин 14:6), и пророк Давид молился о Нем, говоря: посли Свет Твой и Истину Твою (Пс 42:3), то истинные поклонники поклоняются Отцу, 49 но поклоняются Ему Духом и Истиною, то есть исповедуя Сына и в Нем Духа, потому что Дух неотлучен от Сына, как Сын неотлучен от Отца. Сама Истина свидетельствует, говоря: пошлю вам Утешителя, Духа истины, Иже от Отца исходит (Ин 15:26), Егоже мир не может прияти (14:17), то есть не могут принять отрицающие, что Дух от Отца в Сыне. Посему в подражание истинным поклонникам надлежит приступить к Истине и исповедать Ее. Если же и после сего не желают они научиться и не могут уразуметь, то пусть, по крайней мере, прекратят хулы и не разделяют Троицу, чтобы и самим не быть отделенными от жизни, пусть Духа Святаго не сопричисляют к тварям, чтобы как тогдашние фарисеи творимое Духом приписывали веельзевулу, так и сии, отважившись на равную дерзость, и здесь и впоследствии, не потерпели с ними нещадного наказания.