Валеология: мировоззренческий, научный и религиозный аспекты

"Среди множества грозных заболеваний конца ХХ века еще одним будет космический вирус "хламидии" название состоит из 8 букв. Цель этого вируса нарушить планетарное равновесие, гармонию, внести разрыв в 3 Ипостаси личности, т. к. 8 число космической нумерологии, несущее человеку и всему гармонию, равновесие между Космосом и Землей. Верхняя петля восьмерки это Космос т. е. потоки, идущие на Землю, на человека от Космоса; а нижняя петля это связь человека с Землей, потоки, идущие от земли в Космос, т. е. излучения; если мы посмотрим на смысловую нагрузку этого слова (вируса) и поставим диагноз "хламидиоз" то выйдем на число 9 а это тройная Божественная сила как в человеке, так и во всем". "Обратите внимание на корень этого выражения "хлам" . Само слово говорит за себя! Мой зараженный организм должен быть уничтожен мной самим. Или хлам/иди/оз (иди очистись от зараженного хлама), т. е. равносильно иди, очистись, еще есть время, очисти свой Разум, душу и тело! И будешь спасен!!! Только гармония Души, Тела и Разума спасет человека в эпоху Водолея!" "Этот вирус не живет в Космосе, хотя он и называется космическим, а живет в околоземном и на земном экологическом уровне-пространстве. Это более плотная по своей форме субстанция, но проникает воздушным путем! Поэтому и родилась она на стыке двух эпох (Рыб и Водолея)" [20].

Это что наука? Хорош был бы участковый терапевт, если бы он от ангины лечил подобным "нумерологическим" методом, подсчитывая, сколько букв в слове, обозначающем болезнь, и назначая лечение в зависимости от усмотренных им ассоциаций с другими словами! Пред нами обыкновенная оккультная истерика. Не случайно соискатель докторской степени предупреждает, что "хламидии это космический вирус, вернее сказать, вирус в оболочке разума, но это вирус не космический, он Космический" [21]. Ну, а где нынче слово Космос пишется с большой буквы, там подразумевается "космическая Иерархия" и прочие оккультные игрища. Так что диссертант довольно откровенно предупреждает о том, на каком языке он говорит. Научную вирусологию просят удалиться за дверь ибо ей ни к чему слышать эзотерические повествования об "энергомыслях самого вируса" [22]. Кончается эта докторская валеологическая диссертация призывом: "Установить, отчего заболел ребенок, выявить кармические узлы. Это высший метод восстановления информации" [23].

Вот еще богато иллюстрированная валеологическая книжечка "Тайна пирамиды здоровья". Муравей по имени Свати встречается с жителями земли, наконец говорит с ней самой:

"Земля, мне кажется, что ты дышишь. Ты что, живая?" Земля сразу ему ответила: "Конечно. А кто же дает жизнь всем растениям, деревьям и цветам. . . Люди болеют, потому что из Меня все время выкачивают нефть и газы, которые Мне тоже нужны. Выкапывают уголь, который Я миллионы лет заготавливала". Последняя же встреча с Огнем. Так и положено по Агни Йоге (йоге Огня). Костер дает завершающий урок первой ступеньки пирамиды посвящений: "Когда огонь покидает нас, то мы умираем. Похожее случается и с людьми. У человека тоже внутри есть огонь любовь. Жизнь будет, пока этот огонь горит. Человек без огня, как и костер, становится пеплом. Но это не беда, из пепла он может возродиться, как сильная и красивая птица Феникс" [24].

Как видим, и здесь ребенку прививаются идеи анимизма, пантеизма, даже учение о будущих реинкарнационных возрождениях. Та заглавная буква ("Ты", "Я"), которая пристала лишь речи о Творце, здесь переходит к твари. Готовится ребенок и к восприятию учения об "огненном мире".

В учебнике С. В. Попова "Валеология в школе и дома" среди методов, которыми валеологические взгляды должны вводиться в сознание детей, рекомендуются: "Метод субсенсорных воздействий, основанный на эффекте суммирования большого числа повторяющихся слабых (подпороговых) сигналов; гипнопедия обучение в естественом или внушенном сне (гипнозе); суггестокибернетический метод... Достаточно подробное описание упомянутых методов и их валеологическая характеристика даны в книге "Педагогическая валеология" Л. Г. Татарниковой" [25]. Так, по мнению автора, "здоровье самая большая ценность, данная человеку Природой" [26]. Если бы речь шла о телятах и поросятах то эта фраза была бы верна. Но стоит ли высшую ценность человеческой жизни видеть в чисто физиологическом благополучии? Нет, не здоровьем вошли в историю Рублев и Достоевский, Ломоносов и Владимир Соловьев. Не Шварценеггер самый ценный и самый одаренный из людей...

Поразительная бесчувственность автора к духовному здоровью сказалась в таком его суждении: "Сам характер телепрограмм, таких, например, как боевики, фильмы ужасов, эротические шоу и проч. перевозбуждает школьников и делает их сон неглубоким и неспокойным, не несущим надлежащего отдыха". Неужто вся опасность созерцания насилия и порнографии в том, что после вбирания их в свою душу будет плохо спаться?

Оккультная терминология употребляется С.В.Поповым как нечто само собой разумеющееся в методических указаниях для учителя: "Не рекомендуется ставить кровать в геопатогенных зонах (ГПЗ). Способы определения таких зон в квартире можно найти в соответствующей литературе. Никогда не ложатся спать в ГПЗ собаки; кошки, наоборот, предпочитают лежать в ГПЗ с открытыми глазами, забирая из нее "плохую" энергию. Не рекомендуется ставить кровать в угол читается, что в углах происходит "высасывание" энергии из тела человека" [27]. Вот уже и "энергетические вампиры", и "барабашки" появились на пороге школы. . . Что же касается "соответствующей литературы" она, конечно, упоминается. В списке рекомендованной литературы встречаем: Малахов Г. П. Целительные силы. тт. 1-3; Осава Дж. Макробиотический Дзэн. "Детка" Порфирия Иванова, конечно, также присутствует и в этом валеологическом пособии (сс. 228 и 122).Может быть, не все валеологи оккультисты. Может быть, не в каждой валеологической программе спрятана агни-йога и "герметизм". Однако что поделать с тем обстоятельством, что пока большинство источников по валеологии, которые мне встречались, были с оккультной подосновой? Новосибирская епархия подготовила записку-предупреждение о валеологии, тревожась из-за того, что "почти во всех школах введены обязательные уроки валеологии... Вопреки утверждениям непосвященных рядовых валеологов, мировоззренческая концепция валеологии имеет религиозный оттенок, причем антихристианского характера".Понимаю, что в ответ на эти недоумения валеологи будут заявлять, что их оболгали. Некоторые преподаватели валеологии будут указывать на самих себя и уверять: "Ну какой же я оккультист? Я честный атеист, безрелигиозный ученый!" (А кто-то даже назовет себя христианином.) Другие начнут цитировать валеологические программы и учебники, открывать их на страницах вполне здравых, безобидных и даже талантливых, и говорить: "Вы видите, против чего выступают эти православные фанатики!" И будут не правы.Потому что выступаю я не против отдельных здравых мест, а против совсем других именно тех, которые я процитировал выше. Если вся книга наполнена умилительными описаниями природы, но одна из глав откровенно рекламирует наркотики это уже достаточное основание для того, чтобы не приносить ее в школьные классы. Если человек не нарушал никаких статей уголовного кодекса, кроме одной скажем, деторастления, то это уже вполне достаточный повод для его изоляции от детей.Примечания1. Диакон Андрей Кураев профессор, кандидат философских наук, кандидат богословия, сотрудник кафедры религиоведения МГУ им. Ломоносова. Статья печатается с сокращениями, полный текст статьи см.: Кураев А., диакон. Школьное богословие. Издание второе. - М., 1999. - С. 104-132. ^2. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития. - СПб., 1997. - С. 259. ^