Ветхозаветные пророческие школы. Библейско-исторический этюд

Обстоятельства же действительно переменились. Народ еврейский вступил в новую фазу государственной жизни. Собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: ...поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов (1Цар.8:45). Закон Моисея не исключал такой формы государственной жизни (см.: Втор.17:1520). Но народ не постигал теократических идей закона, которые также ясно выражены в законе (см.: Втор.32:9; ср.: 1Цар.12:12). Старейшины к своей просьбе добавили многозначительные слова: как у прочих народов. Потому-то и не понравилось слово сие Самуилу и Сам Бог сказал Самуилу: не тебя они отвергли, но отвергли Меня (1Цар.8:67) [8]. Но нельзя принять, будто пророческие сонмы организованы были Самуилом специально с целью "охранять дело Иеговы и возвратить к закону уклонившийся от него народ" [9]. Мы видим сонм пророческий существующим при самом учреждении царской формы правления (см.: 1Цар.10:5,10). Такие учреждения, как пророческие сонмы, не могут быть созданы в несколько лет или месяцев. Необходимо допустить раннейшее существование пророческих сонмов независимо от выдвинутой для них позднейшими обстоятельствами цели бытия. Можно также обратить внимание на то, что при втором упоминании о сонме пророков, пророчествовавших под начальством Самуила в Раме (см.: 1Цар.19:1920), сонм представляется имеющим определенно сложившуюся организацию, а это заставляет искать его начала во времена раннейшие. Да и при первом упоминании о сонме пророков его существование представляется вошедшим в народное сознание как обыденный факт, не вызывающий никакого изумления. Неужели и Саул во пророках? - спрашивали по поводу пророчества Саула знавшие его вчера и третьего дня (1Цар.10:11). И отвечал один из бывших там... а у тех кто отец (1Цар.10:12)? В этом разговоре так и бросается в глаза, что для говорящих сонм пророков, его характер, происхождение его членов - все это для говорящих нечто весьма определенное и обычное. Все дает право допустить, что пророческие школы или сонмы были и раньше Самуила.

Можно сослаться на Майбаума [10], который решительнее всех утверждает существование пророческих школ до Самуила и посвящает целую главу своего исследования описанию пророческих школ в досамуиловское время [11]. Но Майбаум, допуская существование пророческих школ до времени Самуила, отождествляет их совершенно со школами языческих гадателей. Изучениe языческой мантики, по мнению Майбаума, в этих школах занимало первое место. Самуил в корне реформировал эти языческие школы, совершенно уничтожил грубый характер прежнего пророчества - мантики, гадания [12]. При Самуиле мантика уступила место пророчеству на основании внутреннего откровения. В реформированных школах перестали изучать мантику; вместо нее выступают более высокие занятия: музыка, поэзия, изучение истории и подобное [13]. Майбаум не сообщает, откуда он сам узнал об общем корне происхождения пророчества и языческой мантики [14] и на каких основаниях он возвещает свое мнение ученому миру. Для отрицающего раннее происхождение Второзакония, конечно, не имеет смысла то строгое разграничение, которое проводится там между еврейским пророчеством и языческой мантикой, но для нас это разграничение имеет значение. А во Второзаконии Моисей говорит народу: Народы... которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей (kosemim) [15], а тебе не то дал Господь Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой (Втор.18:1415). В Библии нет оснований утверждать, будто ранее Самуила пророчество носило характер суеверно-языческих гаданий. Если были до Самуила какие-либо школы пророческие или сонмы пророков, то их лучше всего представлять союзами или обществами особенно религиозно настроенных людей, которые сокращали даже свои житейские потребности, чтобы больше времени проводить в религиозных упражнениях в сообществе с такими же религиозными людьми. Постоянная сосредоточенность их религиозного чувства сделала их более восприимчивыми к воздействиям Божества, и бывали моменты, когда они "пророчествовали". О таких массовых пророчествах есть сведения и в раннейших библейских данных. Так, еще во время странствования по пустыни на выбранных в помощь Моисею 70 старейшин сошел Дух, и они стали пророчествовать. Два из них, Елдад и Модад, пророчествовали в стане. Когда Иисус Навин сказал Моисею: запрети им, - Моисей ответил: Не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками (Чис.11:2529). Если и не все в народе Господнем были высоко религиозны, то все же всегда были ревнители веры, которые удостаивались иногда воздействия Духа Божия [16].

Историей жизни Самуила библейские сведения о пророческих школах древнейшего времени оканчиваются. Во 2-й книге Царств совершенно нет никаких упоминаний о пророческих школах, нет и в 3-й книге, кроме мимолетного единственного замечания в 20:35. Только в 4-й книге Царств, при повествовании о времени пророческой деятельности Илии и Елисея [17], встречаются снова сведения о пророческих школах. Здесь пророческие школы выступают под названием "сынов пророческих" (bene nebiim). Возникает вопрос: были ли пророческие школы в период времени от Самуила до Илии, или же "сыны пророческие" времен Илии представляют явление совершенно новое, может быть, только аналогичное "сонмам пророческим" времен Самуила? Заметим, что в Библии нет никаких сведений о разложении пророческих сонмов времен Самуила, а равно нет сведений о возникновении обществ "сынов пророческих" во время пророка Илии. Во времена Илии "сыны пророческие" выступают сразу и в большом количестве. Потому можно уже предположить, что общества пророков были после Самуила и раньше Илии. Едва ли то обстоятельство, что в 4-й книге Царств употребляется исключительно термин "сыны пророческие" (bene nebiim), в 1-й книге Царств не встречающийся, - может быть достаточным основанием для утверждения, будто в 4-й книге говорится о совершенно новом институте [18]. Название могло измениться в зависимости от времени, а также и от различных писателей 1-й и 4-й книг Царств. Внешняя деятельность также могла отлиться в новые формы, но в сущности едва ли можно отметить какие-либо противоречащие черты "сонмов пророческих" и "сынов пророческих". Нет достаточных оснований отрицать существование пророческих школ в период времени от Самуила до Илии, то есть их непрерывное существование [19]. Правда, о школах пророческих в истории Давида и Соломона совершенно не упоминается, но некоторые, весьма смутные, намеки найти можно. Так, нельзя не обратить внимания на то, что пророк Нафан имел большое значение при Давиде и Соломоне (см.: 3Цар.1, особ. ст. 32,34,45). Он даже нарекает Соломону имя Иедидиа (см.: 2Цар.12:25). Предполагают, что Нафан был воспитателем Соломона, подобно тому, как Елисей воспитывал Иoaca [20]. Следовательно, пророкам и этого времени не была чужда религиозно-педагогическая миссия. Нафан мог воспитывать не одного Соломона, а целый пророческий сонм. Библия много раз говорит, что пророки писали хроники и в это время. Дела... Давида... описаны в записях Самуила провидца... и в записях Гада прозорливца (1Пар.29:29). Деяния Ровоамовы... описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца (2Пар.12:15); деяния Асы - в сказании пророка Адды (2Пар.13:22). Этот факт свидетельствует, что пророкам не чужды были школьные занятия, как писание отечественной истории. Vitringa видит некоторое отражение факта существования пророческих школ в Притчах, где говорится, что Премудрость построила себе дом... и послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских (Притч.9:1,3) [21]. Исторические книги заняты изображением напряженной политической жизни при Давиде и Соломоне, а затем разделением царств и учреждением нового культа. Но при всех этих громких внешних делах совершалась, нужно думать, и внутренняя работа религиозного сознания в лице особо расположенных к тому людей, которые и составляли между собою тесные союзы под управлением и руководством пророков. 4-я книга Царств дает нам знать об обществах "сынов пророческих" как об обществах весьма больших по количеству входящих в них членов и имеющих определенную организацию. Это весьма убедительно говорит за существование школ пророческих раннее пророка Илии.

Последнее упоминание о пророческих школах можно найти у пророка Амоса. Сказал Амос Амасии: Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы (Ам.7:14). Правда, нигде член пророческих обществ не называется "сын пророка", как здесь называет себя Амос. В 3-й книге Царств (20:35) мы находим выражение: один человек из сынов пророческих, потому "сын пророка" можно понимать и буквально, в смысле сына по рождению, но допустимо в связи с предшествующими словами Амасии Амосу (Ам.7:12) и другое понимание. Амос доказывает свое право на пророчество ссылкою на повеление Божие и отрицает свою связь с пророками, которые пророчествовали и за то ели хлеб, по выражению Амасии. Ему не было нужды упоминать, что он не сын пророка, так как происхождение от пророка не делало пророком, а потому и можно в словах "не сын пророка" видеть намек на пророческие школы [22]. Таким образом, можно определить период процветания пророческих школ временем от Илии до Амоса [23].

Конечно, пророческие школы не могли исчезнуть в какой-нибудь определенный момент времени, но необходимо допустить, что в последние годы до разрушения царства Израильского в связи с общим религиозно-нравственным разложением народной жизни, увядали и пророческие школы, которые мы позволим себе назвать цветами религиозно-нравственной жизни.

Нельзя обойти молчанием то обстоятельство, что книги Царств совершенно не говорят ничего о существовании пророческих школ в царстве Иудейском. Все "сыны пророческие", упоминаемые в 4-й книге Царств, живут и действуют только в Израильском царстве. Но нам кажется поспешным заключать из этого, что пророческих школ в Иудейском царстве не было.

Если пророки имели у себя учеников в Израильском царстве, то почему не могло быть таких же учеников и в Иудейском царстве? Но понятно, что совершенно нечего сказать для фактического подтверждения существования пророческих школ и в Иудейском царстве.

Мы наметили главнейшие пункты в историческом существовании ветхозаветных пророческих школ. Библия своими сведениями как бы бросает два луча света на совершенно покрытую мраком неизвестности историю пророческих школ. В свете первого луча мы видим пророческие сонмы времен Самуила, а в свете второго - сынов пророческих времен Илии и Елисея. Сонмы пророческие и общества сынов пророческих описаны несовпадающими и неодинаковыми чертами, но и непротиворечащими. Можно допустить непрерывное существование пророческих школ [25], только ко времени пророков Илии и Елисея эти школы имели другую внешнюю форму. Какие стадии в своем историческом развитии проходили пророческие школы - об этом можно только гадать, так как нет никаких исторических свидетельств. Писать подробно историю пророческих школ - неблагодарная задача и малополезное занятие. Внутреннее устройство пророческих школБиблия дает немало оснований судить о внутреннем устройстве пророческих школ, хотя и этих сведений далеко недостаточно для отчетливого и подробного представления как сущности, так и внешних форм пророческих школ. В сообщениях 1-й книги Царств весьма трудно увидеть сущность "сонмов пророческих". Некоторое представление о том, что такое эти сонмы, можно извлечь из анализа употребленного термина. Конечно, судить о сущности какого-либо института по его названию можно только при отсутствии других данных.Для обозначения сонмов пророческих писатель 1-й книги Царств употребляет два термина: hebel nebiim (см.: 1Цар.10:5,10) и lahaka hanebiim (см.: 1Цар.19:20). Первый термин означает не только собрание, толпу людей, в данном случае - пророков; этот термин указывает на более тесное единение лиц, составляющих сонм, чем простое случайное собрание в одном месте. Глагол habal означает "связывать неразрывно", и существительное hebel означает "тесно объединенный союз людей". Однокоренное слово hoblim означает "узы" и в Библии употребляется как символ братства, тесного союза. Ведь и у нас употребительны выражения - узы родства, узы братства. Так, в книге пророка Захарии читаем: И переломил Я другой жезл Мой - "узы", чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем (Зах.11:14). Здесь "узы" символизируют братство. А потому и hebel может означать "братский союз лиц". С другой стороны, само слово hebel означает "землемерную веревку" (см.: Мих.2:5; ср.: Зах.2:5; Ам.7:17; 4Цар.8:2), "отмеренный участок, область земли" (см.: Нав.17:14; 19:9; Втор.3:4; Соф.2:5), "удел, наследство" как собственность (см.: Втор.32:9), а уже потом означает "союз людей". Если мы примем во внимание такое значение слова hebel, то мы можем в понятие сонма ввести выделенность его, его обособленность совне. Во Второзаконии сказано: Часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел (hebel) Его (32:9). Таким же уделом Господним были и сонмы пророческие. Как весь народ еврейский был выделен из среды других народов, так и сонмы пророческие выделены были из среды самого народа.Таким образом, анализ термина hebel дает следующие два признака сонмов пророческих: 1) братскую объединенность членов - с внутренней стороны и 2) выделенность и обособленность со стороны внешней.Второй термин, lahaka менее характерен с филологической стороны. Apax legТmenon lahaka - путем перестановки букв образовалось из kahal (кагал). Kahal означает общество, собрание; глагол же kahal означает, между прочим, - "созывает". Поэтому термин, обозначающий сонм пророческий, характеризует его как созванный, собранный не случайно, а с определенной целью. Кроме того, обращают внимание на самое название пророческого поселения близ Рамы - Наваф, которое, если его переводить как имя нарицательное, соответствует тому, что у нас называется "общежитием" [26]. Все эти данные говорят о том, что сонмы пророческие не были случайными обществами экстатиков; все термины определяют сонмы пророческие как общества, имевшие свой modus vivendi. Особенно характерна черта, сообщаемая в 1-й книге Царств (19:20): послы Саула увидели сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними. Самуил называется здесь начальником (ниццаб) пророческого сонма. Ниццаб от глагола "нацаб", который с предлогом al, как здесь, значит "быть поставленным над чем-либо, приставленным к чему-либо" (см.: Руф.2:56), и само существительное с тем же предлогом означает "лицо, стоящее во главе какого-либо учреждения"; так, между прочим, называется начальник над приставниками Соломона и начальник над домом царским (см.: 3Цар.4:56). Такое отношение Самуила возможно только к организованному обществу, которым он руководил. О том, что Самуил занимал центральное место в сонме, свидетельствует 1-я книга Царств (19:2324): Саул, на которого сошел Дух Божий... пророчествовал пред Самуилом.Все приведенные рассуждения дают нам право не считать сонмы пророческие за бесформенные толпы экстатиков, а считать их организованными учреждениями, их внутренний строй и характер рассматривать в связи с обществами сынов пророческих, упоминаемыми в 4-й книге Царств. Сонмы пророческие и общества сынов пророческих мы можем объединить под одним названием пророческих школ [27]. Большинство ученых и не полагает различия между пророческими сонмами и пророческими школами. Митрополит Филарет и те и другие называет "пророческими училищами". Кейль, Элер, Майбаум, Кеель, Генгстенберг и другие называют их безразлично пророческими школами [28].