12 Марта 1857 г.

121. Кто перед смертию причастился, того душу Ангелы приемлют

Советую Вам во все святые посты приобщаться Св. Тайн; а кроме сего, если когда случится какая болезнь, то не к лекарю посылать и в аптеку, но к иерею Божию, и просить его исповедывать и приобщить, а потом уже к лекарю послать; ибо весьма спасительно питать свою душу Нетленным и Святым Хлебом. Если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщался Св. Тайн, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения, и все воздушные мытарства безобидно проходит.

15 Сентября 1859 г.

Сожалею я о Вашей сестрице, что она лишилась зрения одним глазом. И я тоже пользуюсь одним только глазом; но на Бога смотреть можно. Так и Вы посоветуйте от меня сестрице своей, чтобы ясным глазом смотрела она к небу, а другим на суету сует, чтобы не видеть их.

122. Соборования и Причастия в болезни опасаться не должно

Благоприятное писание Ваше, от 4 Октября писанное, и с приложением при оном, имел удовольствие получить исправно, за что приношу Вам всечувствительную благодарность мою. Вы как писанием своим, так и примерным благорасположением ко мне недостойному, много меня одолжили. Спасет Вас Господь Бог за искреннюю любовь Вашу ко мне о Господе. Я с прошедшаго года, при первом случае свидания с Вами, не преставал святое имя Ваше обносить в памяти моей, при недостойных молитвах моих пред Богом, и испрашивать на Вас благословение Его; что самое и доселе продолжаю со всем усердием моим, и сердечным соболезнованием о тяжких и продолжительных болезнях Ваших. И хотя я и сам скуден здоровьем, но с Вами, страстотерпице Христова, поделился бы последним, если б это можно было сообщать от одного другому так же, как мы переливаем целительный бальзам из одного сосудца в другой. Но это не в нашей воле, а в Божией, Который глубиною мудрости Своей человеколюбно все строит, и полезное всем подает; почему и болезни телесныя посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опасные телесных. А посему, возлюбленная о Господе благодетельница моя, в болезнях своих не малодушествуй, не унывай, но с детскою покорностию ко Отцу Небесному старайтесь со благодушием переносить страдание свое, и смиренно говорить: «Отче мой, аще возможно есть, да мимо идет от мене чаша сия (болезни, которыя изнуряют и тело и дух мои); обаче не якоже аз хощу, но яко же Ты». И когда с такою преданностию воли Божией поручите себя, то во-первых ощутите в духе своем спокойствие, а второе, или самое главное, удостоитесь посещения благодатнаго, о коем устами св. Давида Сам Бог обещает, говоря: с ним есмь (т. е. с человеком страждущим) в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и, наконец, явлю ему спасение мое». А посему, почтеннейшая матушка, будь благонадежна на милость Божию к тебе. Да возрадуется душа твоя о Господе!

Прочитал я и приложенное письмецо и, сколько мог вразумел содержание онаго. В нем ничего нет сомнительнаго и двусмысленнаго. Он, во-первых, советует молиться Вам самим, говоря: молитву пролию ко Господу Спасителю мира, и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися, и молюся яко Иона Пророк, возведи от тли живот мой, многомилостиве, Свете мирских людей, 1845-го года т. е. года месяца Октября 4го дня. А на обороте онаго, по слову св. апостола Иакова, советует друг за друга молитися, да исцелеете. А в заключение всего говорит: а вино и елей, Спасе, на твои люди для исцеления пролей, что самое означает, по слову того же Апостола: болен ли кто из вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне; и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему. Но в нынешнем веке, к крайнему сожалению, таинства сего многие опасаются, как предвестника смерти. А оно установлено святыми Апостолами во исцеление от всех недугов, и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал; ибо чрез особорование мною недостойным человек до двадцати все они от тяжких и неисцельных болезней освободились. В том числе и старца отца Леонида в болезнях его раз до пяти соборовал я, а также многих других. Почему, Бога ради, не будьте Вы, матушка, мнительны; ибо святая Церковь, как чадолюбивая мать, таинствами своими не умерщвляет, но оживотворяет нас, утешает и спасает. И когда бы Вы были теперь в Ю., то поспешил бы навестить Вас, и побеседовать о сем с Вами. Впрочем, я крепко надеюсь, что Вы на родину свою в добром здоровье возвратитесь, о чем я не престану молить Господа Бога. Весьма также полезно и спасительно в болезни своей человеку нередкое приобщение Святых и Животворящих Таин Христовых Тела и Крови. Но вот и тут у некоторых светских людей имеются безразсудные предразсудки, т. е. чтобы тем не напугать больнаго. Будто Христос Собою пугает больных; какое безумие! Он наш Спаситель, Источник исцелений, и сладчайший Утешитель во всех страданиях душевных и телесных. А посему, возлюбленная, со всем усердием, с верою, с любовию и со страхом Божиим приступите, и Источника сего безсмертнаго вкусите. Вы от приобщения Святых Таин получите ощутительное облегчение болезней, и успокоение в духе своем, и утешение. Я Вам сие советую от всей души моей с любовию; а Вы, матушка, также совет сей с любовию примите, и благо будет. Вы между прочим исповедуете мне немощь свою в том, что не имеете ни кротости, ни смирения. Тоже и я не имею оных; а должно бы иметь, ибо кротость нрава и смирение сердца такия нужныя добродетели, без которых человек не точию Царства Небеснаго, но и душевнаго спокойствия ощутить в себе не возможет. А посему будем мы с Вами вкупе просить сладчайшаго Иисуса, чтобы научил нас смирению и кротости. Ибо в чьем сердце возродится смирение и кротость, тот обрящет истинный покой душе своей, всем будет доволен, за все благодарен, ко всем любовен и мирен, никого ни за что не осудит, и не подосадует, и исполнится сердце его сладости божественной, т. е. ощутит в себе самом Царствие Божие; ибо Бог смиренным только дает Свою благодать. А посему, почтеннейшая матушка, помолитесь сколько нибудь и обо мне, чтобы сладчайший Иисус Спаситель наш и Бог научил меня смирению, и даровал мне благодушное терпение в ношении креста, т. е. в неисцельных болезнях моих; ибо и я болею непрестанно. Впрочем, легче мне видеть себя самаго больным, нежели Вас и других подобно страждущими. И сие я Вам говорю истину, как служитель олтаря, не лгу. Вот видите, почтеннейшая матушка, от искренняго усердия моего к Вам и сострадания о Вас потерял я и меру в словах. За излишие таковое прошу не посетовать на меня. За сим, усердно желаю Вам милости Божией, душевнаго мира, здравия и спасения, и исцеления от всех, обдержащих Вас, недугов. А вместе с сим желанием поручаю себя продолжению Вашей о Господе любви и молитвам святым, в надежде коих остаюсь навсегда к высокороднейшему лицу Вашему с истинным высокопочитанием моим и любовию о Господе всегдашним богомольцем Вашим и всенижайшим слугою немощный и многогрешный Игумен Антоний. 9 Октября 1845 г. 123. Душа — всего дороже Видя из приятных и искренних строк Ваших описываемую Вами некоторую отраду в болезни своей, я сердечно порадовался тому, что призрел Господь на смирение рабы Своея, и посетил Вас милостию Своею; о чем от всей души моей благодарил я Господа Бога. А потом благодарю и Вас, почтеннейшая матушка, что не презрели совета моего, и вскоре приобщились Святых и Животворящих Таин Христовых. Истинно, смиренные люди всегда бывают послушливы! Написавши Вам письмо и некоторые советы, несколько безпокоился я, опасаясь, чтобы своими советами не разстроить чувствительности Вашей, почему и хотел было уничтожить оное, написав коротенькое; но, помолясь Богу, решился послать то самое, не переписывая, предав воле Божией; если б оно было вредно для Вас, то могло бы и утратиться. Но Вы благосердо оное приняли, и изъявили благодарность свою выше заслуги моей, за что спасет Вас Господь Бог! На счет особорования святым елеем, прошу Вас быть свободными, и спокойными в духе; ибо я и в прежнем письме моем упомянул, что о сем предмете поговорим с Вами лично. А теперь скажу Вам только то, что соборование св. елеем имеет благодатную силу врачевать не одне только телесныя болезни, но и душевныя недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами.