o 2.297 297. Находясь под крылом Божией Матери — ничего не бойтесь, но веруйте!

o 2.298 298. Взгляд в прошедшее — чтобы понять настоящее

o 2.299 299. Истинную цену чего-либо узнаем лишь тогда, когда лишаемся оного

o 2.300 300. О нестяжании, коего надобно иноку держаться неукоснительно

o 2.301 301. Нести свой крест, довериться Господу и никого не судить

o 2.302 302. Лесть пагубна для души — не унывай, если тебя хулят

o 2.303 303. Главное — преданность воле Божией

o 2.304 304. О кресте духовничества o 2.305 305. О вопреки глаголющих бесы радуются o 2.306 306. О немощах по принятии схимы o 2.307 307. Из писем к настоятелю Боровскаго монастыря, о. архимандриту Геннадию o 2.308 308. О путешествии по святым местам — подробный и очень увлекательный рассказ o 2.309 309. Душеполезная книга — истинное сокровище o 2.310 310. И еще раз о питии нетленном — чтении o 2.311 311. Покаянное письмо — просьба о прощении o 2.312 312. Всякую заблуждшую овечку Пастырь на плечах несет o 2.313 313. Образ смирения — деревья плодовитые, а ели и осине уподобляться не должно o 2.314 314. Всякое доброе дело награждено бывает небесною наградою * 3 Письма к брату, Саровскому игумену Исайе o 3.1 1 o 3.2 2 o 3.3 3 o 3.4 4 o 3.5 5 o 3.6 6 o 3.7 7 o 3.8 8 o 3.9 9 o 3.10 10 o 3.11 11 o 3.12 12 o 3.13 13 o 3.14 14 * 4 Письмо к святителю Игнатию (Брянчанинову) Предисловие Отец Игумен Антоний, коего письма к разным лицам предлагаются здесь, происходил из благочестиваго купеческаго семейства. На 21-м году своей жизни (в 1816 г.) он удалился из мира, и более пяти лет провел в Рославских лесах, в трудах и подвигах суроваго пустынножительства вместе с старшим братом своим О. Моисеем. Потом, опять вместе с ним же, был одним из первых основателей и тружеников Предтечева скита при Оптиной пустыни, в котором 14 лет был и начальником, прожив в нем всего лет 18. Здесь постигла его страшная, мучительная болезнь в ногах, утружденных многолетним подвижничеством, болезнь продолжавшаяся около 30 лет, т. е. до самой его кончины, и причинявшая ему жестокия страдания, которыя он переносил с изумительным терпением и благодушием, не оставляя притом и добровольных, монашеских подвигов и трудов, и занятий по должности. В 1839 году, не смотря на болезненное его состояние, он, к великому своему прискорбию, был назначен Игуменом Малоярославецкаго Николаевскаго монастыря, и лет 13 нес весьма тягостное для него бремя настоятельства. Последния 12 лет своей жизни он провел на покое в Оптиной пустыни, где и почил о Господе в 1865 году в ночь на 8-Августа. С того времени еще, когда О. Антоний жил в Оптином скиту, многие лица, как мирския, так и монашествующия, смотря на жизнь его стали обращаться к нему за духовным советом. По смирению своему, О. Антоний всегда, по возможности, уклонялся от высокой обязанности духовнаго руководителя; но с другой стороны, по любви к ближним, не мог презирать их просьбе и душевных потребностей; а потому не отказывался, сколько позволяли силы его, подавать как словесно так и письменно духовныя свои назидания тем, кто с верою к нему прибегал. Получив в детстве недостаточное, первоначальное образование (домашнее), О. Антоний впоследствии пополнил скудость онаго постоянным, внимательным чтением Отеческих и других общеполезных книг, долголетним опытом; притом обладал даром естественнаго красноречия, или даже сладкоречия. Слово его как устное, так письменное, по свойству своему простое, мягкое, всегда было растворено духовною солию, и отличалось особенною какою-то меткостию и своеобразною выразительностию и силою; и часто в простой, или даже и шутливой форме содержало высокое назидание. Всеми чувствовалось, что поучения О. Антония, устныя и письменныя, были плод многолетних, иноческих трудов, опытнаго знания Отеческих писаний, личной, внимательной наблюдательности всякаго рода людей, и монашескаго деятельнаго жития и разумения. Часто как в письмах, так и в беседах, он приводил в пример, в шутливом виде, себя и свои немощи; но знавшие его хорошо понимали, что, прикрывая таким образом свою строго-монашескую жизнь, он при этом имел в виду душевную пользу ближних: говоря как бы о себе, он высказывал другим полезные уроки. Издаваемыя ныне письма О. Игумена Антония, им самим, по всему вероятию, не предназначались к печати. Но зная по опыту, как полезны и дороги в настоящее время истинное, духовное ведение и искреннее слово такого подвижника, мы считаем себя не вправе скрыть в безвестности этих писем; и думаем, что издавая их, поступаем не противно воли почившаго Старца, потому что по самой жизни его видим, что он всегда готов был сделать все возможное от себя, в чем видел душевную пользу ближних, и желал благодетельствовать им даже и по смерти). Из доставленных нам писем, при печатании их, исключено то, что относится собственно к частным обстоятельствам тех лиц, кому было писано, и потому только для них имеет особенное значение; а помещается лишь то, в чем, по нашему крайнему разумению, может содержаться общее для всех духовное назидание. По переписке писем оказалось, что некоторыя приписки (Post scrиptum) помещены не на своих местах; но это ничему не мешает. Всем лицам, которыя сообщили нам хранившияся у них письма О. Игумена Антония, приносим искреннюю нашу признательность; а мы с своей стороны просим читателей покрыть христианскою снисходительностию все погрешности и недостатки, какия окажутся в настоящем издании. Оптина пустынь, 9-го марта 1868 г. Письма 1. Слава Богу за все