Всегда с Богом

Часть 3

Часть 3

Нигде у святителя Иоанна Дамаскина нет и тени мысли о "тонкой" вещественности, о материальности духа или души. Но как же быть с свидетельством преподобного Макария Великого? На первый взгляд он содержит весьма ясное учение о телесности духовных сущностей (кроме Бога), о внешнем виде душ и ангелов, приписывая им наличие рук, ног, очей, уст и т.д. В "Слове о смерти" епископ Игнатий приводит и такое свидетельство преподобного Макария: "Ниже премудрии премудростию своею, ниже разумнии разумом своим возмогли поняти тонкость души, или сказати, каким образом она существует, кроме тех, которым через Духа Святого открыто постижение и точное души познание. Но ты здесь размысли, рассуди и внемли, и слыши, что она есть? Той есть Бог, а она не Бог; Той Господь, а она раба; Он Творец, а сия тварь; Тот Создатель, а она создание; нет никакого подобия между естеством Того и сея…" (Беседа 49, глава 4) [1]. Можно ли считать, что преподобный Макарий Великий в действительности содержал столь своеобразное вероучение о духовных существах? Для выяснения смысла высказываний препеподобного Макария приведем полностью всю 9 главу из его 4 беседы. Вот что там говорится: "Намереваюсь же, по мере сил своих, изречь некое тонкое и глубокомысленное слово. Поэтому выслушайте разумно. Беспредельный, неприступный и несозданный Бог, по беспредельной и недомысленной благости Своей, оплодотворил Себя и, так сказать, как бы умалился в неприступной славе, чтобы можно Ему было войти в единение с видимыми Своими тварями, разумею же души Святых и Ангелов, и возмогли они быть причастными жизни Божества. А всякая тварь — и Ангел, и душа, и демон, по собственной природе своей, есть тело; потому что, хотя и утончены они, однако ж в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем дебело. Так и душа, будучи утонченною, облеклась оком, которым смотрит, и ухом, которым слышит, а подобно сему, языком, которым говорит, и рукою; и одним словом, всем телом и членами его облекшись, душа срастворяется с телом, вследствие чего и совершаются все жизненные отправления…" [2]. Прежде всего нужно обратить внимание на начальные слова, в которых преподобный Макарий предупреждает, что он хочет изречь "тонкое, глубокомысленное слово", и приглашает читателей выслушать его "разумно". Одно это предупреждение наводит на мысль, что будет изложено учение, необычное для всей Церкви, а следовательно, возможно и необязательное для принятия его на веру всеми членами Церкви. С другой стороны, это предупреждение говорит о чрезвычайной сложности, "тонкости" вопроса, в котором многие положения могут вызвать недоумение читателей. Преподобный Макарий как бы так говорит: "Мне кажется, что о духах можно так мыслить. Но вы, читатели, не спешите возражать, выслушайте меня до конца. Может быть, и вы согласитесь с моим мнением". С каким же мнением? По - видимому, с мнением о телесности духа и ангела. Но что же здесь "тонкого" в этом учении? Это учение скорее можно назвать "грубым", почти материалистическим. В чем же здесь "глубокомыслие"? Очевидно, тонкость учения состоит не в том, что этому, на первый взгляд, простому изречению следует придать несколько иной смысл, и, по всей вероятности, такой же смысл, какой мы видели у Святителя Иоанна Дамаскина, а именно, что сотворенные духи, хотя и бесплотны, хотя и невещественны, но в сравнении с Духом Божиим они оказываются грубыми и "почти телесными", или они имеют как бы "низшую степень духовности", в то время как Бог имеет высшую и несравненно чистую духовность. Но даже допустим, что святой Макарий хотел здесь показать свое убеждение в телесности духов и ангелов. В таком случае мнение Преподобного можно считать лишь частным мнением, а не верованием всей Христовой Церкви. Преподобный Макарий и не претендовал на это, не заставлял принимать всех своих читателей именно его взгляд, как это делает епископ Игнатий. Каково же мнение Церкви в данном случае? На этот вопрос даст нам ответ маленькое примечание издательства в собраниях бесед преподобного Макария, помещенное при 9 - й главе 4 - й его беседы после слов: "…и Ангел, и душа, и демон, по собственной природе своей, есть тело". Вот это примечание Московской Духовной Академии: "Сие разуметь должно в смысле не отрешенном, но относительном. Иоанн Дамаскин (см. точное изложение православной веры кн. 2, гл. 3) говорит: "Ангел есть существо бестелесное… Бестелесным же и невещественным называется Ангел по сравнению с нами…" и так далее [3]. Приводится упомянутое уже нами изречение святителя Иоанна Дамаскина. Вот голос Церкви! Вот богословское указание на то, как нужно читать эти слова: "Разуметь не в смысле отрешенном, но относительном"! Да и само свидетельство святителя Иоанна играет здесь роль доказывающего, что телесность духов никак нельзя понимать в прямом смысле! Не следует забывать, что такое примечание сделано во всех решительно изданиях творений преподобного Макария, а все эти издания проходили цензуру Священного Синода Русской Православной Церкви. Но, может быть, преподобный Макарий в других местах своих творений глубже развивает свое учение? Нет, этого не встречается. Наоборот, вот как он говорит в иных местах о природе души: "Душа не от Божия естества и не от естества лукавой тьмы, но есть тварь умная, исполненная лепоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий…" [4]. Или вот что говорит святой Макарий в своей 46 - й Беседе: "…Когда душа прилепляется ко Господу, и Господь, милуя и любя ее, приходит и прилепляется к ней, и разумение ее непрестанно уже пребывает в благодати Господней, тогда душа и Господь делаются единый дух, единое срастворение, единый ум" (глава 3)… "…Итак, подлинно душа — дело великое, Божие и чудное. При создании ее такою сотворил ее Бог, что в естестве ее не было порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа…". "Одним словом, создал ее такою, чтоб соделаться ей невестою и сообщицею Его, чтобы и Ему быть в единении с нею, и ей быть с Ним в единый дух, как сказано: "Прилепляйся же Господеви, един дух есть с Господем" (1 Кор. 6, 17)…" [5]. Как может телесная, вещественная, хотя бы и очень тонкая душа быть "одним духом" с Господом? Это возможно лишь для "умной твари", созданной как "прекрасное подобие и образ Божий". Значит святой Макарий, если и предполагал изложить некоторую особую мысль о тварных духах, то эта мысль так и оставалась его личным частным мнением, хотя и весьма "тонким". А следовательно, никто в Церкви Божией не должен дерзать, ухватившись за такое мнение, основывать на нем обязательное для всех верующих учение. Приводит епископ Игнатий и изречение святого Иоанна Кассиана Римлянина: "Хотя мы называем многие существа духовными, каковы ангелы, архангелы и прочие силы, также самая душа наша, или каков этот тонкий воздух, но их никак не должно признавать бестелесными. Они имеют соответственное тело, в котором существуют, хотя несравненно тончайшее нашего тела. Они суть тела, по мнению апостола, который сказал: "…и телеса небесная, и телеса земная…", и опять: "Сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 40, 44), чем ясно указывается, что бестелесен один только Бог. (Собеседование 7, гл. 13…)" [6]. Как замечает епископ Феофан в своей книге "Душа и ангел не тело, а дух", приведенное изречение преподобного Иоанна Кассиана совершенно не касается сущности ангелов и духов. Преподобный Иоанн считает, что ангелы и духи имеют "соответственное тело, в котором существуют". Следовательно, подразумевается, что тот, кто существует в таком теле, сам не есть тело, но дух. Это тоже своеобразное мнение, не признанное Церковью обязательным, но из него нельзя опять - таки выводить мысль о телесности природы сотворенных духов. Можно не согласиться с таким замечанием преосвященного Феофана, учитывая дальнейшие выражения преподобного Иоанна Кассиана, где как бы прямо утверждается телесность духов: "они суть тела…" и "…бестелесен один только Бог…" Однако мнение и этого святого говорит лишь о том, что область существа духов — неисследимый край богословской мудрости, в котором можно трудиться и размышлять, но нельзя делать безапелляционных выводов о действительной вещественности человеческой души и других сотворенных Богом духов. Вот что говорит святитель Григорий Богослов, толкующий в своем 28 Слове о богословии слова Псалмопевца: "Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный": "…духом же и огнем называется естество сие, частию как мысленное, а частью как очистительное; потому что и Первая Сущность примет те же наименования. Впрочем, да будет оно у нас не телесно, или, сколько можно, близко к тому…" [7]. Великий Богослов, как видим, не разделяет "нового" учения. Он считает, что лучше верить в "нетелесность", чем в телесность духов, естество которых "мысленное" и "очистительное", а не вещественное, не материальное. Сравним новое учение о телесности духов с изречениями некоторых других святых Отцов. Вот что пишет святитель Иоанн Златоуст в своей Беседе на книгу Бытия: "Когда слышишь, что Бог "вдунул в лице его дыхание жизни", разумей, что Он как произвел бестелесные силы, так благоволил, чтобы и тело человека, созданное из персти, имело разумную душу, которая могла бы пользоваться телесными членами… Прежде создается тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет сущность души. Поэтому и относительно бессловесных сказал Моисей, что "душа… тела есть кровь его" (Лев. 17, 14). А в человеке есть бестелесная и бессмертная сущность, имеющая великое преимущество перед телом, и именно такое, какое прилично (иметь) бестелесному перед телом…" [8]. Святитель Иоанн Златоуст ни слова не говорит о "тонкой" телесности души. Душу он прямо называет бестелесной и бессмертной жизненной силою, которая может "пользоваться телесными членами, однако сама оставаясь бестелесной, подобно и другим бестелесным силам. И нигде в творениях святого Отца нет и намека на причастность души к материальному миру. Наоборот, святитель Иоанн Златоуст часто с восхищением описывает высокие духовные свойства души, восклицая при этом: "Что можно сравнить с душой? Назови всю вселенную, и тогда ничего не скажешь…" [9]. Имеются у святителя Иоанна Златоуста и замечательные слова о непознаваемости сущности человеческой души: "Мы не знаем с точностью существа ангелов и не можем узнать его, сколько бы мы ни размышляли о нем. Но что я говорю об ангелах, когда мы не знаем хорошо, или вернее, нисколько не знаем даже сущности нашей души?.. Но для чего я говорю: что такое душа по существу? Даже и того нельзя сказать, как она находится в нашем теле…" [10]. Если невозможно узнать сущность духовной природы души и образа соединения ее с человеческим телом, то тем более нельзя приписывать душе что - то новое, приписывать ей материальность, телесность; и тем более нельзя настаивать на истинности именно такого, а не иного взгляда (т.е. взгляда, которого держался епископ Игнатий). Таков вывод из всех приведенных слов святителя Иоанна Златоуста. Святитель Григорий Богослов в своем 38 Слове на Богоявление такими словами описывает творение Богом человека, составленного из природы телесной и природы духовной: "Художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимое и видимая природа; созидает, говорю, человека, и из сотворенного уже вещества, взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в Слове Божием известно под именем разумной души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир, в малом великий; поставляет на землю иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого… творит живое существо, здесь предуготовляемое и преселяемое в иной мир и (что составляет конец тайны) через стремление к Богу достигающее обожения…" [11]. Он же в Слове 40 на Святое Крещение пишет: "Поелику же мы состоим из двух естеств, то есть из души и тела, из естества видимого и невидимого, то и очищение двоякое; именно: водою и Духом; и одно приемлется видимо и телесно, а другое в то же время совершается нетелесно и невидимо…" [12]. Опять - таки и у святителя Григория Богослова не содержится мысли о телесности души. Как у него, так и у многих святых Отцов, часто употребляется выражение "из двух природ". Если человек состоит из двух природ, а кроме духовной и телесной природы третьей природы не существует, то, следовательно, в нем помимо тела, безусловно вещественного, вторая природа — душа представляет собою невещественную сущность. Иначе если бы душа была причастна материальности, составляя "тонкую плоть", зачем было бы говорить о двух природах? Тогда и тело, и душа были бы отнесены к одной природе, лишь с некоторой разновидностью. Святитель Симеон Новый Богослов, как и святитель Григорий Великий, четко различает в человеке две природы, называя при этом душу совершенно невещественною: "В самом деле, — дивлюсь я, — каким образом душа, будучи вся невещественна и имея умное око света, пользуется однако чувственным образом и телесными очами…" [13]. В другом месте преподобный Симеон Новый Богослов говорит: "Душа, как умная сила, единична и проста и не сложена из разных частей…" [14]. В своем 13 Слове он называет душу "невещественной, простой и несложной…" [15], а в 34 песне Божественных гимнов говорит: "Поистине по образу (Его) душа всякого человека — словесный образ Слова…" [16], чем вполне ясно подразумевает душу как совершенно нематериальную сущность. Вот что он же пишет в своем 27 Слове: "Пока она (душа) находится в теле сем, посредством тела видит и познает вещественное; но коль скоро отделится она от тела, в тот самый час отделяется она и от сношения со всем вещественным, перестает видеть то и помышлять о том, а вступает в соотношения с невидимым и мысленным…" [17]. Все приведенные места из творений преподобного Симеона Нового Богослова красноречиво свидетельствуют о совершенно ясном понимании им человеческой души, как сущности невещественной, абсолютно бестелесной, без всяких признаков "тонкой" вещественности. Итогом обзора высказываний святых Отцов по вопросу о природе духов будет конечный вывод, что все св. Отцы единодушно признавали нематериальность душ и ангелов. Если же некоторые из них и придерживались особого мнения о "вторичности" духовной сущности души, то этим самым никто из них никогда не ставил душу в разряд предметов, причастных материи. А следовательно, сравнивая оба учения о природе сотворенных духов, приходим к выводу, что учение епископа Феофана о безусловной их духовности ближе к общему святоотеческому мнению, ближе к общеправославному пониманию этого предмета, чем своеобразные высказывания преосвященного Игнатия (Брянчанинова)… Объединяя все сказанное выше, приходим к следующим заключениям. Епископ Игнатий считает, что тварные духи (души) — материальны, вещественны, хотя их материальность и очень тонкая в отличие от прочих предметов вещественного мира, имеющих материальность грубую. Душа человека, например, имеет весь внешний вид человека: глаза, уши, лицо, голову, руки, ноги и пр. Душу можно измерить, взвесить. Словом, душа — это некоторая тонкая, эфирная, нежная копия человеческого тела. Епископ Феофан утверждает, что дух, душа, ангел — безусловно невещественны, не состоят ни из каких материальных частиц. Душа человека, например, не имеет ни частей тела, ни органов, подобных органам живого человека. Душу нельзя измерить, взвесить, ощутить. Как было указано выше, ни Священное Писание, ни учение святых Отцов Церкви, ни данные гуманитарных и естественных наук не представляют достаточно веских доказательств справедливости учения епископа Игнатия, в то время как представляют множество данных в пользу учения епископа Феофана… Насколько же учение о духе, душе и теле является способствующим спасению человека? На этот вопрос сам преосвященный епископ Феофан отвечает таким образом: "Дотолковались мы с вами, что у человека есть три яруса жизни: духовный, душевный и телесный, что каждый из них дает свою сумму потребностей, естественных и свойственных человеку, но одни — выше, другие — ниже, и что соразмерное удовлетворение их дает человеку покой. Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие хоть и не будут удовлетворяемы, покой бывает, а когда они не удовлетворяются, то, будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает. Почему удовлетворение их и называется "единым на потребу"…" [18]. Все сочинения епископа Феофана, в которых говорится о духе, душе и теле, проникнуты этим стремлением: как научить людей достигнуть этого "единого на потребу". Великой отеческой любовью, заботой о спасении, заботой о духовной жизни веет от наставлений преосвященного Феофана, неизменно разделяющего внутреннюю жизнь человека на три сферы: дух, душу, тело. Если бы все сочинения епископа Феофана можно было бы собрать в единую большую книгу и потребовалось бы дать ей самостоятельное название, то она была бы по праву названа только двумя именами: "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться", или "Путь ко спасению". И если бы потребовалось кратко дать ответ на вопрос: что такое духовная жизнь, то ответ был бы таков — это путь ко спасению. А если бы был задан вопрос: в чем состоит путь ко спасению? — Последовал бы ответ: в духовной жизни, в возрастании человека в духе, в господстве духа над душой и телом. Святитель Феофан говорит: "Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей, так что ни то, чем удовлетворяется душа, ни то, чем удовлетворяется тело, не противоречит духовной жизни, а ей пособствует,— и в человеке водворяется полная гармония всех движений и обнаружений его жизни,— гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений. И се — рай!" [19]... Вот к чему ведет своих последователей преосвященный Феофан — к достижению рая на земле через правильное развитие в себе духовной жизни. Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова).— СПб., 1865.— Т. II.— С. 594. ^ Беседы и слова преп. Макария Великого: Беседа 4, глава 9.— Тр.-Сергиева Лавра, 1904.— С. 27–28. ^ Там же.— С. 27. ^ Там же. Беседа 1, глава 7.— С. 9. ^ Там же. Беседа 4.— С. 295–296. ^ Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова).— СПб., 1865.— Т. II.— С. 594. ^ Творения.— М., 1889.— Часть 3.— С. 40. ^ Иоанн Златоуст.— Т. IV.— С. 104. ^ Там же.— С. 336. ^ Иоанн Златоуст. Против аномеев.— Т. I.— С. 528. ^ Творения.— М., 1889.— Часть III.— С. 200. ^ Там же.— С. 228. ^ Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Песнь 44.— Сергиев Посад, 1917. ^ Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 24.— М., 1892.— Вып. I.— С. 220. ^ Там же. Слово 13.— С. 127. ^ Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Песнь 34.— Сергиев Посад, 1917.— С. 146. ^ Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 27.— М., 1892.— Вып. I.— С. 242. ^ Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — М., 1914.— С. 65. ^ Там же.— С. 65. ^

Из дневника

Часть 3

Нигде у святителя Иоанна Дамаскина нет и тени мысли о "тонкой" вещественности, о материальности духа или души. Но как же быть с свидетельством преподобного Макария Великого? На первый взгляд он содержит весьма ясное учение о телесности духовных сущностей (кроме Бога), о внешнем виде душ и ангелов, приписывая им наличие рук, ног, очей, уст и т.д. В "Слове о смерти" епископ Игнатий приводит и такое свидетельство преподобного Макария: "Ниже премудрии премудростию своею, ниже разумнии разумом своим возмогли поняти тонкость души, или сказати, каким образом она существует, кроме тех, которым через Духа Святого открыто постижение и точное души познание. Но ты здесь размысли, рассуди и внемли, и слыши, что она есть? Той есть Бог, а она не Бог; Той Господь, а она раба; Он Творец, а сия тварь; Тот Создатель, а она создание; нет никакого подобия между естеством Того и сея…" (Беседа 49, глава 4) [1]. Можно ли считать, что преподобный Макарий Великий в действительности содержал столь своеобразное вероучение о духовных существах? Для выяснения смысла высказываний препеподобного Макария приведем полностью всю 9 главу из его 4 беседы. Вот что там говорится: "Намереваюсь же, по мере сил своих, изречь некое тонкое и глубокомысленное слово. Поэтому выслушайте разумно. Беспредельный, неприступный и несозданный Бог, по беспредельной и недомысленной благости Своей, оплодотворил Себя и, так сказать, как бы умалился в неприступной славе, чтобы можно Ему было войти в единение с видимыми Своими тварями, разумею же души Святых и Ангелов, и возмогли они быть причастными жизни Божества. А всякая тварь — и Ангел, и душа, и демон, по собственной природе своей, есть тело; потому что, хотя и утончены они, однако ж в существе своем, по отличительным своим чертам и по образу, соответственно утонченности своего естества, суть тела тонкие, тогда как это наше тело в существе своем дебело. Так и душа, будучи утонченною, облеклась оком, которым смотрит, и ухом, которым слышит, а подобно сему, языком, которым говорит, и рукою; и одним словом, всем телом и членами его облекшись, душа срастворяется с телом, вследствие чего и совершаются все жизненные отправления…" [2]. Прежде всего нужно обратить внимание на начальные слова, в которых преподобный Макарий предупреждает, что он хочет изречь "тонкое, глубокомысленное слово", и приглашает читателей выслушать его "разумно". Одно это предупреждение наводит на мысль, что будет изложено учение, необычное для всей Церкви, а следовательно, возможно и необязательное для принятия его на веру всеми членами Церкви. С другой стороны, это предупреждение говорит о чрезвычайной сложности, "тонкости" вопроса, в котором многие положения могут вызвать недоумение читателей. Преподобный Макарий как бы так говорит: "Мне кажется, что о духах можно так мыслить. Но вы, читатели, не спешите возражать, выслушайте меня до конца. Может быть, и вы согласитесь с моим мнением". С каким же мнением? По - видимому, с мнением о телесности духа и ангела. Но что же здесь "тонкого" в этом учении? Это учение скорее можно назвать "грубым", почти материалистическим. В чем же здесь "глубокомыслие"? Очевидно, тонкость учения состоит не в том, что этому, на первый взгляд, простому изречению следует придать несколько иной смысл, и, по всей вероятности, такой же смысл, какой мы видели у Святителя Иоанна Дамаскина, а именно, что сотворенные духи, хотя и бесплотны, хотя и невещественны, но в сравнении с Духом Божиим они оказываются грубыми и "почти телесными", или они имеют как бы "низшую степень духовности", в то время как Бог имеет высшую и несравненно чистую духовность. Но даже допустим, что святой Макарий хотел здесь показать свое убеждение в телесности духов и ангелов. В таком случае мнение Преподобного можно считать лишь частным мнением, а не верованием всей Христовой Церкви. Преподобный Макарий и не претендовал на это, не заставлял принимать всех своих читателей именно его взгляд, как это делает епископ Игнатий. Каково же мнение Церкви в данном случае? На этот вопрос даст нам ответ маленькое примечание издательства в собраниях бесед преподобного Макария, помещенное при 9 - й главе 4 - й его беседы после слов: "…и Ангел, и душа, и демон, по собственной природе своей, есть тело". Вот это примечание Московской Духовной Академии: "Сие разуметь должно в смысле не отрешенном, но относительном. Иоанн Дамаскин (см. точное изложение православной веры кн. 2, гл. 3) говорит: "Ангел есть существо бестелесное… Бестелесным же и невещественным называется Ангел по сравнению с нами…" и так далее [3]. Приводится упомянутое уже нами изречение святителя Иоанна Дамаскина. Вот голос Церкви! Вот богословское указание на то, как нужно читать эти слова: "Разуметь не в смысле отрешенном, но относительном"! Да и само свидетельство святителя Иоанна играет здесь роль доказывающего, что телесность духов никак нельзя понимать в прямом смысле! Не следует забывать, что такое примечание сделано во всех решительно изданиях творений преподобного Макария, а все эти издания проходили цензуру Священного Синода Русской Православной Церкви. Но, может быть, преподобный Макарий в других местах своих творений глубже развивает свое учение? Нет, этого не встречается. Наоборот, вот как он говорит в иных местах о природе души: "Душа не от Божия естества и не от естества лукавой тьмы, но есть тварь умная, исполненная лепоты, великая и чудная, прекрасное подобие и образ Божий…" [4]. Или вот что говорит святой Макарий в своей 46 - й Беседе: "…Когда душа прилепляется ко Господу, и Господь, милуя и любя ее, приходит и прилепляется к ней, и разумение ее непрестанно уже пребывает в благодати Господней, тогда душа и Господь делаются единый дух, единое срастворение, единый ум" (глава 3)… "…Итак, подлинно душа — дело великое, Божие и чудное. При создании ее такою сотворил ее Бог, что в естестве ее не было порока, напротив того, сотворил ее по образу добродетели Духа…". "Одним словом, создал ее такою, чтоб соделаться ей невестою и сообщицею Его, чтобы и Ему быть в единении с нею, и ей быть с Ним в единый дух, как сказано: "Прилепляйся же Господеви, един дух есть с Господем" (1 Кор. 6, 17)…" [5]. Как может телесная, вещественная, хотя бы и очень тонкая душа быть "одним духом" с Господом? Это возможно лишь для "умной твари", созданной как "прекрасное подобие и образ Божий". Значит святой Макарий, если и предполагал изложить некоторую особую мысль о тварных духах, то эта мысль так и оставалась его личным частным мнением, хотя и весьма "тонким". А следовательно, никто в Церкви Божией не должен дерзать, ухватившись за такое мнение, основывать на нем обязательное для всех верующих учение. Приводит епископ Игнатий и изречение святого Иоанна Кассиана Римлянина: "Хотя мы называем многие существа духовными, каковы ангелы, архангелы и прочие силы, также самая душа наша, или каков этот тонкий воздух, но их никак не должно признавать бестелесными. Они имеют соответственное тело, в котором существуют, хотя несравненно тончайшее нашего тела. Они суть тела, по мнению апостола, который сказал: "…и телеса небесная, и телеса земная…", и опять: "Сеется тело душевное, восстает тело духовное" (1 Кор. 15, 40, 44), чем ясно указывается, что бестелесен один только Бог. (Собеседование 7, гл. 13…)" [6]. Как замечает епископ Феофан в своей книге "Душа и ангел не тело, а дух", приведенное изречение преподобного Иоанна Кассиана совершенно не касается сущности ангелов и духов. Преподобный Иоанн считает, что ангелы и духи имеют "соответственное тело, в котором существуют". Следовательно, подразумевается, что тот, кто существует в таком теле, сам не есть тело, но дух. Это тоже своеобразное мнение, не признанное Церковью обязательным, но из него нельзя опять - таки выводить мысль о телесности природы сотворенных духов. Можно не согласиться с таким замечанием преосвященного Феофана, учитывая дальнейшие выражения преподобного Иоанна Кассиана, где как бы прямо утверждается телесность духов: "они суть тела…" и "…бестелесен один только Бог…" Однако мнение и этого святого говорит лишь о том, что область существа духов — неисследимый край богословской мудрости, в котором можно трудиться и размышлять, но нельзя делать безапелляционных выводов о действительной вещественности человеческой души и других сотворенных Богом духов. Вот что говорит святитель Григорий Богослов, толкующий в своем 28 Слове о богословии слова Псалмопевца: "Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный": "…духом же и огнем называется естество сие, частию как мысленное, а частью как очистительное; потому что и Первая Сущность примет те же наименования. Впрочем, да будет оно у нас не телесно, или, сколько можно, близко к тому…" [7]. Великий Богослов, как видим, не разделяет "нового" учения. Он считает, что лучше верить в "нетелесность", чем в телесность духов, естество которых "мысленное" и "очистительное", а не вещественное, не материальное. Сравним новое учение о телесности духов с изречениями некоторых других святых Отцов. Вот что пишет святитель Иоанн Златоуст в своей Беседе на книгу Бытия: "Когда слышишь, что Бог "вдунул в лице его дыхание жизни", разумей, что Он как произвел бестелесные силы, так благоволил, чтобы и тело человека, созданное из персти, имело разумную душу, которая могла бы пользоваться телесными членами… Прежде создается тело из персти, а потом дается ему жизненная сила, которая и составляет сущность души. Поэтому и относительно бессловесных сказал Моисей, что "душа… тела есть кровь его" (Лев. 17, 14). А в человеке есть бестелесная и бессмертная сущность, имеющая великое преимущество перед телом, и именно такое, какое прилично (иметь) бестелесному перед телом…" [8]. Святитель Иоанн Златоуст ни слова не говорит о "тонкой" телесности души. Душу он прямо называет бестелесной и бессмертной жизненной силою, которая может "пользоваться телесными членами, однако сама оставаясь бестелесной, подобно и другим бестелесным силам. И нигде в творениях святого Отца нет и намека на причастность души к материальному миру. Наоборот, святитель Иоанн Златоуст часто с восхищением описывает высокие духовные свойства души, восклицая при этом: "Что можно сравнить с душой? Назови всю вселенную, и тогда ничего не скажешь…" [9]. Имеются у святителя Иоанна Златоуста и замечательные слова о непознаваемости сущности человеческой души: "Мы не знаем с точностью существа ангелов и не можем узнать его, сколько бы мы ни размышляли о нем. Но что я говорю об ангелах, когда мы не знаем хорошо, или вернее, нисколько не знаем даже сущности нашей души?.. Но для чего я говорю: что такое душа по существу? Даже и того нельзя сказать, как она находится в нашем теле…" [10]. Если невозможно узнать сущность духовной природы души и образа соединения ее с человеческим телом, то тем более нельзя приписывать душе что - то новое, приписывать ей материальность, телесность; и тем более нельзя настаивать на истинности именно такого, а не иного взгляда (т.е. взгляда, которого держался епископ Игнатий). Таков вывод из всех приведенных слов святителя Иоанна Златоуста. Святитель Григорий Богослов в своем 38 Слове на Богоявление такими словами описывает творение Богом человека, составленного из природы телесной и природы духовной: "Художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство то и другое, то есть невидимое и видимая природа; созидает, говорю, человека, и из сотворенного уже вещества, взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в Слове Божием известно под именем разумной души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир, в малом великий; поставляет на землю иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого… творит живое существо, здесь предуготовляемое и преселяемое в иной мир и (что составляет конец тайны) через стремление к Богу достигающее обожения…" [11]. Он же в Слове 40 на Святое Крещение пишет: "Поелику же мы состоим из двух естеств, то есть из души и тела, из естества видимого и невидимого, то и очищение двоякое; именно: водою и Духом; и одно приемлется видимо и телесно, а другое в то же время совершается нетелесно и невидимо…" [12]. Опять - таки и у святителя Григория Богослова не содержится мысли о телесности души. Как у него, так и у многих святых Отцов, часто употребляется выражение "из двух природ". Если человек состоит из двух природ, а кроме духовной и телесной природы третьей природы не существует, то, следовательно, в нем помимо тела, безусловно вещественного, вторая природа — душа представляет собою невещественную сущность. Иначе если бы душа была причастна материальности, составляя "тонкую плоть", зачем было бы говорить о двух природах? Тогда и тело, и душа были бы отнесены к одной природе, лишь с некоторой разновидностью. Святитель Симеон Новый Богослов, как и святитель Григорий Великий, четко различает в человеке две природы, называя при этом душу совершенно невещественною: "В самом деле, — дивлюсь я, — каким образом душа, будучи вся невещественна и имея умное око света, пользуется однако чувственным образом и телесными очами…" [13]. В другом месте преподобный Симеон Новый Богослов говорит: "Душа, как умная сила, единична и проста и не сложена из разных частей…" [14]. В своем 13 Слове он называет душу "невещественной, простой и несложной…" [15], а в 34 песне Божественных гимнов говорит: "Поистине по образу (Его) душа всякого человека — словесный образ Слова…" [16], чем вполне ясно подразумевает душу как совершенно нематериальную сущность. Вот что он же пишет в своем 27 Слове: "Пока она (душа) находится в теле сем, посредством тела видит и познает вещественное; но коль скоро отделится она от тела, в тот самый час отделяется она и от сношения со всем вещественным, перестает видеть то и помышлять о том, а вступает в соотношения с невидимым и мысленным…" [17]. Все приведенные места из творений преподобного Симеона Нового Богослова красноречиво свидетельствуют о совершенно ясном понимании им человеческой души, как сущности невещественной, абсолютно бестелесной, без всяких признаков "тонкой" вещественности. Итогом обзора высказываний святых Отцов по вопросу о природе духов будет конечный вывод, что все св. Отцы единодушно признавали нематериальность душ и ангелов. Если же некоторые из них и придерживались особого мнения о "вторичности" духовной сущности души, то этим самым никто из них никогда не ставил душу в разряд предметов, причастных материи. А следовательно, сравнивая оба учения о природе сотворенных духов, приходим к выводу, что учение епископа Феофана о безусловной их духовности ближе к общему святоотеческому мнению, ближе к общеправославному пониманию этого предмета, чем своеобразные высказывания преосвященного Игнатия (Брянчанинова)… Объединяя все сказанное выше, приходим к следующим заключениям. Епископ Игнатий считает, что тварные духи (души) — материальны, вещественны, хотя их материальность и очень тонкая в отличие от прочих предметов вещественного мира, имеющих материальность грубую. Душа человека, например, имеет весь внешний вид человека: глаза, уши, лицо, голову, руки, ноги и пр. Душу можно измерить, взвесить. Словом, душа — это некоторая тонкая, эфирная, нежная копия человеческого тела. Епископ Феофан утверждает, что дух, душа, ангел — безусловно невещественны, не состоят ни из каких материальных частиц. Душа человека, например, не имеет ни частей тела, ни органов, подобных органам живого человека. Душу нельзя измерить, взвесить, ощутить. Как было указано выше, ни Священное Писание, ни учение святых Отцов Церкви, ни данные гуманитарных и естественных наук не представляют достаточно веских доказательств справедливости учения епископа Игнатия, в то время как представляют множество данных в пользу учения епископа Феофана… Насколько же учение о духе, душе и теле является способствующим спасению человека? На этот вопрос сам преосвященный епископ Феофан отвечает таким образом: "Дотолковались мы с вами, что у человека есть три яруса жизни: духовный, душевный и телесный, что каждый из них дает свою сумму потребностей, естественных и свойственных человеку, но одни — выше, другие — ниже, и что соразмерное удовлетворение их дает человеку покой. Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие хоть и не будут удовлетворяемы, покой бывает, а когда они не удовлетворяются, то, будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает. Почему удовлетворение их и называется "единым на потребу"…" [18]. Все сочинения епископа Феофана, в которых говорится о духе, душе и теле, проникнуты этим стремлением: как научить людей достигнуть этого "единого на потребу". Великой отеческой любовью, заботой о спасении, заботой о духовной жизни веет от наставлений преосвященного Феофана, неизменно разделяющего внутреннюю жизнь человека на три сферы: дух, душу, тело. Если бы все сочинения епископа Феофана можно было бы собрать в единую большую книгу и потребовалось бы дать ей самостоятельное название, то она была бы по праву названа только двумя именами: "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться", или "Путь ко спасению". И если бы потребовалось кратко дать ответ на вопрос: что такое духовная жизнь, то ответ был бы таков — это путь ко спасению. А если бы был задан вопрос: в чем состоит путь ко спасению? — Последовал бы ответ: в духовной жизни, в возрастании человека в духе, в господстве духа над душой и телом. Святитель Феофан говорит: "Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей, так что ни то, чем удовлетворяется душа, ни то, чем удовлетворяется тело, не противоречит духовной жизни, а ей пособствует,— и в человеке водворяется полная гармония всех движений и обнаружений его жизни,— гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений. И се — рай!" [19]... Вот к чему ведет своих последователей преосвященный Феофан — к достижению рая на земле через правильное развитие в себе духовной жизни. Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова).— СПб., 1865.— Т. II.— С. 594. ^ Беседы и слова преп. Макария Великого: Беседа 4, глава 9.— Тр.-Сергиева Лавра, 1904.— С. 27–28. ^ Там же.— С. 27. ^ Там же. Беседа 1, глава 7.— С. 9. ^ Там же. Беседа 4.— С. 295–296. ^ Сочинения еп. Игнатия (Брянчанинова).— СПб., 1865.— Т. II.— С. 594. ^ Творения.— М., 1889.— Часть 3.— С. 40. ^ Иоанн Златоуст.— Т. IV.— С. 104. ^ Там же.— С. 336. ^ Иоанн Златоуст. Против аномеев.— Т. I.— С. 528. ^ Творения.— М., 1889.— Часть III.— С. 200. ^ Там же.— С. 228. ^ Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Песнь 44.— Сергиев Посад, 1917. ^ Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 24.— М., 1892.— Вып. I.— С. 220. ^ Там же. Слово 13.— С. 127. ^ Преп. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Песнь 34.— Сергиев Посад, 1917.— С. 146. ^ Преп. Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 27.— М., 1892.— Вып. I.— С. 242. ^ Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? — М., 1914.— С. 65. ^ Там же.— С. 65. ^

1964 г.

Незаметно наступила осень 1964 г. Скоро пойдет 8 год моего служения наместником Троице - Сергиевой Лавры. Середина октября как - то особенно богата разными событиями. Московская Духовная Академия готовится праздновать на Покров свое 150 - летие. Ожидается много гостей. В Лавре после Покрова будет заседание Синода Русской Церкви. Будут назначения и интронизации новых архиереев. Об этом все говорят. Эти новшества меня совсем не трогают. В Лавре очень много своих проблем, хлопот и трудностей. 11 октября служил обедню в Трапезном храме. В алтаре стояли и молились три архиерея. На запричастном стихе один из них обратился ко мне с вопросом: "Куда вас переводят? На какую кафедру?" Я очень расстроился и у себя в покоях усердно молился о том, чтобы этого не случилось. Поздно вечером обратился к патриаршему секретарю и телохранителю Даниилу Андреевичу Остапову с просьбой разъяснить, почему ходят всякие слухи, а со мной на эту тему никто не говорит. Д.А. Остапов ответил, что Святейший Патриарх Алексий решил, что я слишком долго нахожусь в должности наместника, мне надо "расти", и вот освобождается Саратовская кафедра, очень хорошая, старинная, и лучше всего вручить ее наместнику. Д.А. Остапов добавил: "Сначала вас хотели в Смоленск, но потом перерешили". Я с чувством возразил, что мне абсолютно не хочется "расти" таким способом, я могу еще десятки лет служить в Лавре, и мне нравится моя служба. Остапов возразил: "Надо считаться с волей Святейшего"… С этого вечера меня неотступно стала преследовать мысль: "Как же это так? Думал вечно буду в Лавре, и вот я накануне огромных перемен в моей жизни". 15 октября я постригал сразу трех монахов: о. Иеронима (в будущем наместника Лавры), о. Евсевия (в будущем епископа) и о. Иерофея (в будущем кандидата во епископы). Постригал и думал: "Неужели это мой последний здесь постриг?" На пострижении присутствовал духовник греческого короля архимандрит Иероним. 16 октября мы узнали, что снят Н.С. Хрущев и вместо него избран Л.И. Брежнев. Родилась мысль: "Хрущева снимают и меня тоже". 10 ноября в Лавре находился Святейший Патриарх. Накануне был день его рождения. Служили раннюю обедню. На клиросе пели: митрополит Пимен, епископ Питирим, ректор прот. К. Ружицкий и я. Позже пришли В.А. Куроедов и П.В. Макарцев. Сегодня Святейший остался в покоях один (Д.А. Остапов уехал в Москву). В таких случаях я несколько раз в день приходил к Святейшему, спрашивал, не нужно ли ему что - нибудь. Правда, этими вопросами ведал келейник, но мне по должности наместника следовало навещать Святейшего тоже. В этот день я решил начистоту поговорить со Святейшим Патриархом о моей судьбе. Я сказал, что был очень взволнован, узнав, что идут разговоры о моем архиерействе, но я желал бы "расти" не в чинах, а духовно. Я убеждал Патриарха, что мое желание остаться наместником на много лет — искреннее и, возможно, полезное для Церкви. Святейший, как я почувствовал, поверил моей искренности, но ответил: "Уклоняться от архиерейства не надо, что же получится, если все кандидаты во епископа откажутся? Где же мы будем брать архиереев?" И все - таки я остался при своем мнении. Спустя две недели я встретился с митрополитом Пименом. Просил его: "Спасите меня от архиерейства". Он заулыбался и ответил общими фразами, что послушание — выше всего, и что архиерейство — это большая честь и большое достоинство. Наконец, 20 декабря в Переделкино Святейший ясно и точно сказал мне, что вскоре будет сессия Синода, и будет решение направить меня в Саратов. Я расстроился, уединился и написал на имя Святейшего прошение, в котором просил отложить такое решение и оставить меня в Лавре. И тем не менее через два дня был Синод и меня определили быть епископом Саратовским и Волгоградским. Вдруг подошел ко мне Д.А. Остапов и говорит: "Хотя вы мне и надоели с вашим нежеланием быть епископом, но я всесторонне обдумал вашу позицию и с вами согласен. Советую вам обратиться к Председателю Совета по делам религий Куроедову и отказаться от архиерейства. Дело в том, что он активный сторонник вашего перевода". На другой же день я позвонил Куроедову. Тот очень вежливо ответил: "Не надо вертеть ручку назад. Машина должна идти вперед, а не назад". Все мои надежды упали. И я как - то вдруг, с какой - то душевной ясностью понял, что в моей судьбе проявляется воля Божия. Зачем же идти против воли Божией? В последних числах декабря я посетил в городе Борисове в Белоруссии мою приемную мать Стефаниду Ивановну Голуб, матушку покойного митрофорного протоиерея Иоанна Голуба. Рассказал ей о своих смятениях. Она высказалась очень ясно и просто. Перекрестила меня материнским крестом и сказала: "Даю свое материнское благословение на архиерейство. Отказываться не надо".1965 г.9 января состоялось мое наречение в Трапезной церкви Троице - Сергиевой Лавры. Наречение совершали: Святейший Патриарх Алексий, митрополит Пимен и архиепископ Питирим. Я чувствовал себя бодро, хотя было ощущение большого ответственного часа. Вся моя нерешительность и желание остаться в Лавре как бы улетучились. Впрочем, кое - какие мысли прозвучали в моем слове при наречении: "…Не скрою, что постановление Вашего Святейшества и Священного Синода быть мне епископом я воспринял не только с естественным для каждого человека смущением и страхом перед высотой архиерейского служения (1 Тим. 3, 1–7), но с большой грустью, возникшей при мысли о предстоящем оставлении дорогой для меня Троице - Сергиевой Лавры, в которой мне Господь судил жить и трудиться свыше 15 лет, из них 7 лет — в должности наместника. Обители Сергиевой принадлежали все мои помыслы, все сердце, все силы. Здесь, под кровом Преподобного, мыслил я оставаться и до конца жизни, не ожидая ни наград, ни почестей, ни высшего сана. Конечно, как монаху мне следовало бы безропотно принять любое церковное послушание. Однако, как наместник Лавры Сергиевой, вспомнив отказ самого Преподобного от святительского сана, я дерзнул сказать несколько слов "вопреки" и подал на имя Вашего Святейшества прошение о том, чтобы миновала меня чаша архиерейства. И лишь когда любовь Ваша отказала мне в моем дерзновенном прошении, я воспринял это как знак неминуемого Промысла Божия. И теперь, надеясь на продолжающееся надо мною непрестанное действие всеблагого Промысла Божия и в надежде на укрепляющее меня Ваши Святительские молитвы, я твердой рукой приму жезл епископа и здесь, перед всей Церковью, даю слово отдать всю свою жизнь на честное и самоотверженное служение Церкви Божией, на благо нашей Родины, "право правя слово истины" (1 Тим. 2, 15) и благовествуя Евангелие Царства Божия (Марк. 16, 15)". Со Святейшим Патриархом и ректором Академии я договорился, что, переехав в Саратов, буду продолжать весь этот год преподавать логику в Академии. Впоследствии так оно и было, только на выпускных экзаменах я присутствовать не смог, и их принимал новый преподаватель. 28 января я выехал саратовским поездом в свою епархию. В поезде меня сопровождали Василий Данилович Палько, экскурсовод Лавры, и иеродиакон Иероним (будущий наместник). Вез я с собой 6 чемоданов с самыми необходимыми вещами и книгами. Оставшиеся вещи и библиотека были мною временно размещены в пустовавшей келье над вратами обители. На следующее утро мы прибыли в Саратов, и я вскоре же по прибытии посетил кафедральный Свято - Троицкий собор, приложился к его святыням и помолился о помощи Божией в моем новом подвиге. В ближайшие субботу и воскресенье я служил всенощную и Божественную Литургию в Свято - Троицком соборе. После литургии обратился к прихожанам, просил их молитв и покаялся перед ними, что очень не хотел быть епископом Саратовским, но мечтал о продолжении служения в Лавре. В понедельник позвонил местному уполномоченному Алексею Павловичу Никанорову, а затем посетил его с визитом вежливости, как это принято было в Русской Церкви. Он принял меня вежливо, обещал содействовать в возникающих вопросах. В эти дни я позвонил в Москву управляющему делами Московской Патриархии архиепископу Таллинскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху, доложил ему о своем прибытии и услышал, что я должен быть 4 февраля в Лавре для участия в богослужении. По возвращении из Лавры вместе с сопровождавшим меня духовенством впервые отправился в Волгоград. Со мной в поезде — настоятель Свято - Троицкого собора и секретарь протоиерей Михаил Лобачев. Он много рассказывает мне из жизни епархии и часто напоминает о своей просьбе — освободить его по старости и болезни от его обязанностей и уволить. В Волгограде я служил в Казанском кафедральном соборе литургию, после которой обратился к прихожанам с первой проповедью. Настоятель собора здесь протоиерей Василий Ошурко. Староста — Иван Филиппович Богданов, человек нерелигиозный, грубый, оказывающий давление на священников. Он как - то нехотя взял у меня благословение, а сначала попытался по - светски подать руку. На следующий день я был принят уполномоченным Совета по делам религий Сергеем Борисовичем Косицыным. Он принял меня вежливо, немного суетился и задал вопрос: "Может быть, вам что - нибудь нужно?" Я ответил: "Да, в собор очень нужен третий священник. Мне сказали, что вы против. Еще нужно, чтобы Казанский собор увеличил епархиальные взносы и чтобы местные власти не запрещали причащать детей". Уполномоченный обещал все эти вопросы рассмотреть и дать ответ. Вскоре он мои просьбы удовлетворил и сказал, что во всех недоразумениях виноват староста Богданов. В этот приезд в Волгоградскую область мною были посещены храмы в г. Краснослободске, в селах Средней Ахтубе и Райгороде. …Такое впечатление будто я всегда жил в Саратове и всегда был саратовским епископом. Однажды в начале февраля ко мне на прием пришел заштатный протоиерей Иоанн Цветков. Владыка Саратовский Варфоломей отчислил его за штат за грубое вмешательство в дела архиерея. Когда я собирался ехать в Саратов, Святейший Патриарх Алексий передал мне большую жалобу прихожан на о. Иоанна Цветкова и сказал: "Никоим образом не назначайте Цветкова служить, пусть будет за штатом, я хорошо его знаю, он чинит много смуты в Церкви". О. Иоанн настойчиво требовал, чтобы я назначил его, ни много ни мало, настоятелем Троицкого собора в Саратове. Помня наставления Патриарха, я отказал Цветкову, но дал согласие на его сослужение при архиерейских службах. Кстати, свою настойчивость он мотивировал тем, что "не может жить без Божественной Литургии". Вот теперь будет ему возможность участвовать в Божественной Литургии. Странно, что Саратовский уполномоченный тоже настаивает на восстановлении Цветкова в должности настоятеля собора. 13 февраля мы собрались ехать на машине по Волге, по льду, в город Энгельс на службу в Покровской церкви. Мост к тому времени еще не был готов. Долго ждали на берегу автомашину, которая должна была прийти за нами из Энгельса. Не дождавшись ее, пошли пешком. В Энгельсе я служил всенощную. На обратном пути машина была на месте, и нам не пришлось идти пешком, а весь путь по льду составляет 3 км. 17 февраля. Нахожусь в Москве. Посетил председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А. Куроедова. Мне следовало сделать ему визит вежливости еще в январе, перед поездкой в Саратов, но тогда он почему - то отсутствовал. Сейчас он принял меня очень вежливо. Вопрос коснулся открытия пяти недавно закрытых приходов в Волгоградской области. Куроедов сказал: "Проблем не будет, приходы откроем". Затем я поднял другой вопрос — о слишком малых отчислениях приходов епархиальному управлению и о том, что в этом деле препятствуют уполномоченные. Куроедов сказал: "Запросите приходы, объясните им свои нужды, и пусть перечисляют больше". В заключение беседы В.А. Куроедов очень вежливо сказал: "Не стесняйтесь. Приезжайте ко мне. Звоните по телефону". Возвратился в Саратов. В мое отсутствие секретаря о. Михаила вызвала секретарь райисполкома и предъявила ему решение Волжской эпидемстанции "О прекращении эксплуатации Троицкого и Духосошественского соборов в связи с эпидемией холеры". Долго спорил с секретарем Шубиной, доказывая ей невозможность закрытия обоих соборов. Наконец договорились, что соборы будут открыты и богослужения будут проводиться, но будет сокращено целование икон и креста. 7 марта. Прощеное воскресенье. После обедни произнес проповедь о посте. Вечером служил Вечерню и обряд прощения. После проповеди благословлял верующих свыше часа. Народа было очень много. В конце марта секретарь о. Михаил подал прошение об увольнении за штат. Заблаговременно я списался с о. Василием Байчиком, служившим в Белоруссии, чтобы он приехал в Саратов. Было получено согласие правящего Минского архиерея. Вскоре о. Василий приехал. Я назначил его настоятелем Свято - Троицкого кафедрального собора и секретарем епархиального управления. В субботу, перед всенощной, 27 марта, я представил прихожанам нового настоятеля. Это была крестопоклонная неделя. В первых числах апреля ездил по нескольким приходам, всюду служил, например, в Средней Ахтубе, Михайловке, во Фролове. Уезжая из Фролова, шли на вокзал по страшной грязи. Оказалось, что староста купил нам билеты не купейные, а общие, чтобы было подешевле, а нам сказал, что других нет. Сами купили билеты в купе. Отправились в Волгоград. В Волгограде на другой день служил Пассию и говорил проповедь о Святой Земле. В Фомино воскресенье служил в Саратове в Свято - Троицком соборе. В этот день получил анонимное письмо, написанное грубо и дерзко. Автор от имени верующих упрекает меня в том, что прихожане не видят архиерея, который катается по приходам, вместо того, чтобы сидеть в Саратове. В начале мая выехал на автомашине в Волгоград. Встречал там гостей из Америки — протоиерея Иосифа Гавриляка, протоиерея Георгия Бурдикова и иеромонаха Серафима Суренси. В день памяти святого великомученика Георгия выходил с ними в соборе на молебен, приветствовал их, а затем все вместе ездили по Волгограду, посетили Мамаев курган и другие достопримечательности, в частности, в Волжском. Спустя дней 10 снова оказался в Волгограде. Встречался с лорд - мэром г. Ковентри (Великобритания) г - ном Уайтменом, его супругой и другими деятелями из Ковентри. Города Ковентри и Волгоград — побратимы. И тот и другой страшно разрушены во Вторую мировую войну. Находясь на должности наместника Троице - Сергиевой Лавры, я одновременно был преподавателем логики в Духовной Академии. Уезжая в Саратов, не прерывал преподавания. Примерно раз в месяц ездил из Саратова в Загорск и там читал лекции, делал опрос студентов. В конце мая последний раз ездил на лекции. Теперь преподавать логику будет другой человек, а я, возможно, поеду только на экзамены. Весь май и июнь много ездил по разным приходам, всюду служил, проповедовал, благословлял народ. Так, я посетил Камышин, Аркадак, станицу Островскую, Рудню, Хвалынск. 18 июля. День преподобного Сергия. Служил в Троице - Сергиевой Лавре (впервые не в качестве наместника). После литургии на молебне на площади служили 30 архиереев. В начале августа продолжил объезд приходов, расположенных в Волгоградской области. Всюду грязь, пыль, мы и наша машина — все в пыли. Приехали в Елань, въехали в церковный двор. Справа сторожка. Она была церковной, но ее захватил какой - то жилец. Я не знал этого, попросил кружку воды напиться и помыть руки, но жилец буркнул: "Проходи дальше" и закрыл передо мной дверь. Такие здесь порядки. Затем мы посетили Киквидзе, Филоново, Урюпинск, Балашов. Урюпинск и Балашов очень большие приходы, народа много, иконы старинные, всюду чистота, цветы. Дохнуло древней Русью. По пути в Саратов искупались в реке Медведице. Места по берегам реки очень красивые, напоминают Иордан. В середине августа продолжал объезжать приходы в Саратовской области. Посетил Балаково, Пугачев, Дергачи. В Пугачеве члены двадцатки помнят Чапаева, один из них служил в армии под началом Василия Ивановича. В первых числах сентября по приглашению Святейшего Патриарха Алексия полетел в Одессу и гостил там около недели, ежедневно купался в Черном море, обедал со Святейшим в его огромной беседке, обвитой виноградом, рассказывал о своих саратовских делах. С большим удовольствием езжу на весельной лодке, отплываю от берега метров до 500. Потом мне рассказали, что береговая охрана внимательно следила за мною в бинокль: то ли боялись, как бы я не перевернулся, то ли опасались, что я уплыву в Турцию. 3 ноября — Всенощная перед Казанской иконой Божией Матери в Казанском соборе Волгограда. Я привез из Москвы большую красивую лампаду — подарок Святейшего Патриарха, чтоб повесить ее на алтарной части храма перед иконой. Но староста Иван Филиппович запретил это делать, сославшись на уполномоченного. Звонил уполномоченному. Тот ничего не знает и не возражает. 29 декабря слушал в Большом Театре "Бориса Годунова". В главной роли Иван Петров. Прекрасная опера. В Саратове пишу сотни поздравительных писем к Рождеству Христову.1966 г.На третий день Рождества Христова служил в Энгельсе в Покровской церкви. Теперь через Волгу построен мост, и дорога стала короткой. После обедни произнес проповедь о Святой Земле и благословил народ. Говорить о Святой Земле легко. Моя душа полна священных воспоминаний, связанных с моим служением в Иерусалиме и других святых местах. На Крещение вечером выехали поездом в Волгоград. 20 января служил в Казанском соборе обедню, благословил 2100 прихожан, произнес поучение о празднике. После обеда посетил уполномоченного С.Б. Косицына. Рядом с ним сидит некто Михаил Константинович Прудникович, который теперь будет уполномоченным вместо уходящего на пенсию Косицына. С сегодняшнего дня староста Иван Филиппович Богданов начал мне льстить, хвалить, угодничать. Видимо, боится, что новый уполномоченный будет со мной считаться больше, чем с ним, Богдановым. В Саратове келейно отмечал годовщину моего служения в этой епархии. Очень быстро бежит время. Как будто большая часть жизни прошла за этот год. 10 февраля был в Москве, посетил Николая Павловича Иванова, кандидата богословия Московской Духовной академии. Вечером мы с ним были в Большом театре, слушали оперу Римского - Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже". В Саратове принял посетителей из г. Вольска, которые рассказали о денежных злоупотреблениях, чинимых некоторыми членами двадцатки, которых, якобы, поддерживает горисполком. Во всяком случае, они всех этим пугают: "Не снимете нас, за нами власти!" Поехал в Вольск, служил там, обратился с проповедью на тему о честности, призвал всех работников храма добросовестно относиться к своим обязанностям. На третьей неделе Великого Поста саратовский уполномоченный вызвал к себе протоиерея Игоря Мальцева и старосту Троицкого собора Ефима Ивановича и отчитывал их по поводу венчания, совершенного месяц тому назад без регистрации (но при предъявлении свидетельства о браке). Потом я поехал к уполномоченному и долго упрашивал его простить о. Игоря, но решение его было непреклонно — вон из Саратова. Позже о. Игорь уехал в Ярославль. На Страстной неделе пригласил к себе духовенство и старосту Свято - Троицкого собора, чтобы обсудить предстоящие страстные службы. Старосте Ефиму Ивановичу посоветовал усилить хор. Певчие старые, слабые и их мало. Староста ссылается на уполномоченного, что он якобы запрещает нанимать молодых. 22 апреля был в Москве, посетил председателя Совета по делам религий В.А. Куроедова, сказал ему, что в пяти храмах Волгоградской области нет службы — вот уже около 5 лет запрещают местные власти, хотя на месте престолы, иконостасы, облачения, и хранятся у церковных советов ключи. А уполномоченный требует не вмешиваться в этот вопрос, чтобы "не осложнять обстановку". В.А. Куроедов сказал: "Спокойно поезжайте в Саратов, я дам указание открыть эти пять церквей. Когда я приехал домой, раздался телефонный звонок из Волгограда. Звонит уполномоченный: "Зачем же Вы ездили к Куроедову, мы бы и так договорились". Спустя несколько дней во всех этих храмах возобновились богослужения. Кроме того я добился от Куроедова разрешения на служение священников - пенсионеров при архиерейских службах без регистрации. 28 мая. Троицкая родительская суббота. Выходил в Троицком соборе на панихиду. Весь день очень большая слабость в сердце. Еле отслужил всенощную. Вылетел в Волгоград. Уполномоченный сказал, что написал на меня жалобу Куроедову, но о содержании жалобы ничего не сказал. 12 июля. Свв. апп. Петра и Павла. После обедни служили молебен. Во второй половине дня впервые в жизни ездил на моторной лодке по Волге. На Волге много красивых островов, мимо которых мы проезжали. Летают чайки, цапли. Деревья и кустарники низко склоняются к воде. 30 июля. В Саратов приехал член Союза композиторов СССР П.А. Оболенский. Сегодня во время всенощной наш кафедральный хор исполнил несколько произведений Оболенского. Автор сиял от удовольствия, так как в храме слышал свои произведения впервые. 31 июля, в воскресенье, хор также исполнял вещи Оболенского: "Во Царствии" и другие. Вечером служил всенощную по случаю дня памяти преп. Серафима Саровского. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы служил всенощную и литургию в г. Фролово (Волгоградская обл.). После молебна и проповеди собрался идти обедать, но староста с робостью сказал, что обеда не будет, т.к. его вызывали в горисполком и запретили устраивать "бесплатный" обед. Заодно запретили делать реставрацию храма. Вот так. Правда, без обеда мы не остались. Настоятель сказал, что он у себя дома устроил обед "за свой счет" только для приезжих. Я разъяснил настоятелю, что все это беззаконие, и я так вопрос не оставлю. На другой же день я посетил уполномоченного М.К. Прудниковича и рассказал ему о чудесах во Фролове. Он почувствовал себя неловко и сказал, что во Фролове поступили неверно: "Мы их поправим". В начале октября выехал в Москву в Троице - Сергиеву Лавру, но до начала Сергиевских торжеств побывал во Владимире в храме Покрова на Нерли, а также в Суздале. Ночевал у архиепископа Онисима. У Покрова на Нерли сторож рассказала, что вчера ночью она проснулась от шума мотора грузовика и от ярких фар. Оказалось, что привезли 4 иконы из иконостаса Покрова на Нерли. Эти иконы какая - то женщина спасла во время разгрома церкви, унесла их к себе в дом, поставила ликами к стене и оклеила обоями. Недавно она умерла. Родственники обнаружили иконы и решили вернуть их в церковь ночью, чтобы никто не знал. Однако узнали сразу же, и сегодня за иконами пришла машина из Владимира и увезла их. На Сергиев день служил в Лавре, как обычно был молебен на площади и обед у Святейшего. Там меня увидел Фуров (зам. В.А. Куроедова) и сказал: "Вы все хлопочете о перестройке молитвенного дома, хотите поставить купол. Оставьте эти хлопоты. Вы ничего не добьетесь".1967 г.На третий день Рождества Христова служил в Волгограде в Казанском соборе обедню. Проповедовал об архидиаконе Стефане и о нашей преданности Православной христианской вере. Вечером в 22 часа поездом выехали в Нижнюю Добринку — в тот храм, что был несколько лет закрыт. Рассказывают, что когда верующие пришли к секретарю райисполкома просить об открытии храма, он показал им свою палку - трость и сказал: "Вот видите, как на этой палке никогда не будет зеленых листьев, так мы вам никогда не откроем эту церковь". И вдруг — распоряжение из Москвы: церковь открыть. Это чудо нашего времени. Всю ночь мы ехали в поезде. Рано утром приехали на станцию Медведица, затем 6 км ехали автобусом. В храме — холод, разбитые окна, летают голуби, пыль, паутина. Отслужив литургию, обратился с проповедью к прихожанам, сказав, что сей храм, освященный в честь Рождества Христова, дождался своего престольного дня и что своей запущенностью, холодом и мраком он напоминает Вифлеемские ясли, в которых родился Христос Спаситель. Вечером поездом выехали в Балашов. Там отслужили обедню и 11 января попытались уехать поездом в Саратов, но в кассе билетов не оказалось. С трудом забрались в общий вагон и так ехали до Саратова 7 часов. В день Ангела Святейшего Патриарха Алексия 25 февраля служил в Казанском соборе Волгограда. После обедни произнес проповедь о житии святителя Алексия. При соборе был устроен праздничный обед, присутствовал и уполномоченный, правда, ждали его 55 минут. На следующий день служил в храме преп. Никиты в Волгограде. После обеда беседовал с регистратором. Верующие на нее жалуются за то, что она уходит и приходит, когда хочет, а без нее не крестят детей, дети плачут, а родители волнуются. Также она дает грубые указания священнослужителям. Я велел ей прекратить безобразное поведение и тщательно заботиться о нуждах людей, проявляя "заботу о человеке", о чем сейчас пишет вся советская пресса. Регистратор была очень удивлена таким поворотом мысли, потому что главным ее аргументом было то, что она "поставлена не архиереем, а советской властью". На Благовещение поехали в г. Вольск, где находится Благовещенская церковь. По пути остановились в лесу, срезали ветки вербы, на которых появились крупные белые шишечки. Проповедовал после обедни на тему Благовещения, рассказал о богослужении греческой церкви в городе Назарете. Благословил 2200 человек. Был с визитом вежливости в горисполкоме у А.А. Гончаровой. Прием был исключительно вежливым и благоприятным. На Похвалу Пресвятой Богородицы служил в Казанском соборе Волгограда. В разговоре за обедом выяснилось, что в соборе служат не каждый день. Дал указание настоятелю о. Василию Ошурко служить ежедневно. Староста стал возражать, ссылаясь на распоряжение уполномоченного. Я сказал, что этого не может быть, и что староста говорит неправду. Звонил уполномоченному. Телефон не отвечает. Я написал распоряжение служить в соборе ежедневно. Копию распоряжения положил в конверт и отвез уполномоченному. Сам лично подсунул конверт под дверь кабинета. На следующий день Казанский собор посетил лорд - мэр г. Ковентри (Великобритания) г - н Роджерс с супругой. Беседовал с ними в зале при соборе. Вечером вручил старосте Богданову вторую копию распоряжения о необходимости служить в соборе ежедневно. Он возражал, кричал, ругался на меня матом, в бешенстве звонил кому - то по телефону, не дозвонился. Ушел домой с криком: "Я ему покажу, архиерею, думает, что он здесь хозяин" и т.д. Однако с того дня и доныне в Казанском соборе служба совершается ежедневно, за исключением очень редких санитарно - уборочных дней. В понедельник на Страстной неделе в космосе погиб космонавт Комаров. Очень жаль его. В Великую Пятницу в Казанском соборе Волгограда наладили колокольный звон, которого не было около 20 лет. Попытался восстановить звон и в Саратове. Писал в Совет по делам религий. Резолюция была такая: "На усмотрение местной власти". Усмотрение оказалось отрицательным. 7 июня. Отдание Пасхи. Служил обедню в Духосошественском соборе. После обеда выехали в Аркадак в Вознесенскую церковь. Служил всенощную. Старики рассказывали, что здесь на Пасху комсомольцы не пускали детей в церковь, отбирали их у матерей, записывали фамилии и адреса. Я советовал настоятелю пойти в горисполком и попросить, чтобы в будущем не было нарушений свободы религии. 9 июня. Приходил регент Додонов. Он написал "На реках Вавилонских" в честь 50 - летия Октябрьской революции. По радио сообщили, что израильские войска полностью заняли город Иерусалим. В начале июля у нас на кухне начал работать бывший царский повар Василий Нилович Беседников. Ему 84 года. Готовит прекрасно. 31 июля выехали в Балаково через Маркс. В Балакове были сильные ливни. Когда подъезжали к церкви, застряли в воде, вода лилась в машину, вылезали через окна. Служил всенощную в канун преподобного Серафима. После обедни вернулись в Саратов, хотя надеялись побывать в Пугачеве. Всюду очень плохая дорога. В конце августа был в Москве в Совете по делам религий у В.А. Куроедова. Рассказал об очень плохих условиях моего проживания в Волгограде при Казанском соборе. Там нужна перестройка стены и пробитие двери. Эти работы запрещает уполномоченный. Куроедов сказал: "С какими мелочами Вы приезжаете в Москву. Я сегодня же позвоню в Волгоград. Сделают Вам дверь. А если не сделают вскоре, звоните мне в Москву". Через три дня перегородка была перестроена и в ней была проделана дверь. На Сергиев день был в Троице - Сергиевой Лавре. Служил всенощную в Трапезной церкви, литургию в Успенском соборе. Приехали очень много архиереев — 32 человека. На прошедшей только что сессии Синода было сделано 15 перемещений архиереев. Меня это не коснулось. Слава Богу! 9 ноября. Служил обедню и молебен в Духосошественском соборе. Сегодня Святейшему Патриарху Алексию 90 лет. После обеда ездил на берег Волги, наслаждался красотой природы, читал газеты и письма. 14 декабря был в Московской Духовной академии на Филаретовском вечере. Святейший Патриарх рассказывал о жизни митрополита Филарета, показывал принадлежавшую митрополиту Филарету панагию.