Толкование на послание к Титу Святого Апостола Павла

И очистить Себе народ особенный.

Очистить купелью божественного крещения и исполнением Его божественных и очистительных заповедей. Особенный (εούο), то есть Свой, - это выражение метафорически взято от слуг, вращающихся около имущества и достояния господина своего, подобно тому, как называют человека избранного, выделенного, не имеющего ничего общего с прочими людьми.

Ревностный к добрым делам.

То есть народ с жаром стремящийся к добродетели и показывающий ревность ко всем добрым делам и пламенное подражание. Избавление - дело Его одного, быть же ревнителем в делах - также и наше.

Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью.

Сперва говори и увещевай, то есть учи более кроткой речью; а потом обличай, и не просто, но со всякой властью, то есть настоятельно и властно. Так как они были грубы, то он предлагает против них строгость. Есть пороки, которые не нуждаются в строгости, а только в увещании и убеждении, как например, чтобы совершенно презирали деньги. Но есть и такие, которые нуждаются в строгости, как прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство.

Чтобы никто не пренебрегал тебя.

То есть: пусть никто не презирает тебя, благовременно и строго обличающего; ибо кто строго обличает, но не своевременно, того более презирают.ГЛАВА ТРЕТЬЯНапоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело.Везде апостол желает, чтобы верующие повиновались властям. И показывает, каким образом повиноваться, именно, если будут готовы ко всякому доброму делу. Отсюда ясно, что кто готов на зло, тот не повинуется властям. Или, пусть будут готовы, чтобы склоняться к доброму, а не к нечестью, или чему-нибудь другому, вредному для души.Никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими.Хотя и худо кто поступает, - не злословь, то есть не укоряй. Уста наши должны быть чисты от укоризны. Справедливо, или ложно, - не нам судить. Смотри на то, какая опасность может быть.И оказывать всякую кротость ко всем человекам.И к иудеям, и к эллинам и к причиняющим вред, и к несправедливым.Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий.В Послании к Коринфянам устрашает будущим, чтобы не осуждали, говоря: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1Кор.10:12). Здесь же вразумляет прошедшим, говоря: не будем укорять других, так как и сами мы некогда более грешили. Что говорил разбойник другому разбойнику: и мы осуждены на то же (ср. Лк.32:40). Когда же мы были несмысленны? До Христа. Разве не бессмысленно было служить таким богам? А приносить людей в жертву - разве это не величайшее заблуждение? Но мы служили еще различным страстям и удовольствиям. Здесь разумел мужеложество, брак с матерью или сестрой и прочие бесстыдства; ибо различно забавляется нами диавол.Жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.Жили в злобе и зависти, то есть всегда проводя время в злопамятстве и зависти и живя такой жизнью; поэтому мы и были достойны ненависти, так как ненавидели друг друга. Справедливо: от зависти происходит и ненависть.Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога.То есть когда воплотился Единородный и стал нам подобным.