Толкование на книгу Числ

Говорят: (18) кто ны напитает мясы? И даст Господь вам мяса ясти, (20) и будете ясти, дондеже изыдет из ноздрий ваших: и будет в мерзость, то есть сделается для вас так отвратительно, как и пища, переваренная в желудке. В таинственном смысле означается сим в народе еврейском то похотение, остающееся доныне, с каким вожделевают совершать свою пасху после того, как видели они истинную Жертву, принесенную на Голгофе, и отринули ее, как отцы их отринули манну с небеси. Но уразумевай, что мерзость есть двоякая: плотская и духовная: одна вредит чреву, другая душе. Убоимся той и другой; ибо когда Евреи ели крастелей без вожделения, сие было в пользу им; а когда стали есть с жадностью, тогда, поелику ели по вожделению и не по мере потребности, прежде бывшее для них полезным сделалось вредным. Поэтому, весьма много и безмерно безумны те, которые преступают пределы, назначенные природою, и в пище следуют своему вожделению. Если бы уловить для них всех рыб, какие есть в море, то и сие не удовлетворило бы их похотливости.

(11) И рече Моисей ко Господу: (13) откуду мне мяса, дати всем людем сим? В сих словах видно не сомнение Моисея, а только желание наперед знать, как сие будет, и откуда даны будут мяса. (25) И уя от духа, иже на нем, и возложи на семдесят мужей. Как древесные плоды получают жизненный сок из древесных ветвей; так семьдесят старцев ощутили, что дух, источаясь из Моисея, вошел в их внутренность. Сказанное же, что взято от духа в Моисее и дано семидесяти старцам, не означает, что отъят дух у Моисея, но дает разуметь, что все разумные существа приемлют Духа от Христа. Двое из семидесяти Элдад и Модад (26) пророчествоваша в полце. Иисус говорит Моисею: (28) запрети им. Почему же сказал он это? Говорят, будто бы пророчествовали они: Моисей извел нас из Египта, введет же в землю обетования Иисус. Потому и сказал Моисей: я не ревную о сем, и желал бы, чтобы весь народ соделался причастником дара пророчества, и Господь вместо духа лукавого, который теперь ими движет, отгнав его, дал им Духа Своего Святого.

Глава 12

(1) Возглаголаша Мариам и Аарон на Моисея, и обратившись (10) воззре Аарон на Мариам, и се прокажена. Мариам, как повествует Писание, укоряла жену Моисееву и самого Моисея. Говорили Аарон и Мариам: (2) еда Моисею единому глагола Господь? еда и нам не глаголаше? Если бы одного Моисея избрал Бог истолкователем таин, то не глаголал бы к нам.

(11) И рече Аарон к Моисею: (12) да не будет сия, яко изверг извержен из ложесн матерних, и се уже пояде пол плоти ея. Ибо проказа повреждает и умерщвляет кожу на теле, останавливается в ней обращение крови, почему и не растут на ней волосы.

(14) И рече Господь к Моисею: аще бы отец ея плюя заплевал в лице ея, не посрамится ли седмь дней? Да отлучится седмь дней вне полка. Сие сделано для того, чтобы весь сонм, слыша о поступке Мариамы, и видя, как она наказана, устрашился. Ибо, если пророчица за продерзость языка понесла такое наказание на главе своей; то где обрящемся мы, когда согрешим? Если же Аарон не подвергся наказанию вместе с Мариамою, то сие даровано ему ради преимущественной чести, какую Бог дал священству. И если Бог так почтил и уважил в Аароне священство; то кольми паче должны мы чествовать священников и воздавать им должное уважение.

Глава 13

(4) И посла Моисей соглядатаев, (3) да соглядают землю ханаанску, мужа единаго от племене. Послал Моисей и Иисуса, сына Навина, из колена Ефремова, и он пошел с ними. Сделал сие Моисей, чтобы испытать и соглядатаев данным им поручением, и народ - тем, что скажут соглядатаи. Но вместо того, чтобы ободрить народ рассказами о жителях и возбудить сердца известиями о плодах земли хананейской, соглядатаи, по возвращении своем, стали устрашать Евреев. Только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, из колена Иудина, ободряли народ, и хвалили землю и плоды ее. Соглядатаи, посланные Моисеем соглядать землю, служат образом Пророков и учителей, которые посылаемы были Богом на путь закона, чтобы привести народ к служению евангельскому.(24) И урезаша оттуду ветвь, и грозд винограда един, и несли ее на жерди. Грозд, который несли двое на жерди, и который висел на ветви, где он и вырос, изображает то, что Пророки и Апостолы как бы пронесли на себе Еммануила. В другом же смысле представляет нам сие образ креста, а несшие грозд представляют образ двоих разбойников.Глава 14(13) И рече Моисей ко Господу: услышат Египтяне, и скажут: (16) не возможе Господь людей Своих ввести в землю, о ней же клятся им, и потому погуби их в пустыни. Сие было сказано, чтобы обнаружилась любовь Моисеева: не из опасения лишиться своего начальства, но по любви ходатайствует Моисей за народ. Ибо ему обещано было, что, если и истреблены будут Евреи, то он будет начальником еще большего народа (Исх.22:10).И сказал Господь: (28) якоже глаголасте, (29) в пустыне сей падут телеса ваша. Смерть поразила соглядатаев прежде других за то, что они заградили народу дверь в обладание землею, столь для них желанною; соглядатаи отверзли дверь шеола для шестисот тысяч, которые сошли туда после них.Глава 15(19) Отложите участие во отделение Господу: начаток теста вашего, хлеб отлучите. Бог повелевает из замешанного теста отделять часть, и прежде, нежели сами вкусят хлеба, отделенное отдавать жрецу, или бедным.