Толкование на книгу Числ

(1) И рече Господь к Моисею глаголя: (2) глаголи сыном израилевым, и возми от них по единому жезлу по домом отечества их. (5) И будет человек, егоже аще изберу, жезл его прозябнет. Хотя ропот произошел в доме Рувимовом и между левитами; но собраны и положены в ковчег жезлы всех колен, чтобы роптавшие не могли сказать: почему не избрал жезла дома Рувимова, когда избрал жезлы дома Иудина, дома Гадова? Поэтому, Моисей полагает жезлы всех колен, чтобы отвергнуть всех, и дом Ааронов избавить от общего всех против него возмущения. Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопокланяемой плоти Еммануиловой; ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным, и понесши неповинное страдание, в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия. И еще, жезл Ааронов, который прозяб один из всех жезлов, показывает, что плоть Христа, сына тленных, одна не видела истления, и не осталась во гробе.

Глава 18

(12) Всяк тук пшеницы и вина, и начаток их, елика аще отдадят Господу, тебе дах я. Первородная вся в земли их, елика аще принесут, тебе да будут. Сынам Аароновым отдал Бог всех первенцев людей, и скотов, овец, тельцов, коз. (15) Вся первенцы человечестии, и первенцы скотов нечистых да искупятся: (17) обаче первородная телцев, коз и овец да не искупятся; мяса их да будут священникам, кроме тука, который должно было приносить на алтарь. (26) Аще отделите тук участия, (27) вменится вам, яко плод гумна и яко плод точила. Бог дал левитам десятину всех достояний и плодов. Народ приносил десятину левитам, левиты - Аарону, а Аарон - Богу.

Глава 19

(1) И рече Господь к Моисею, глаголя: (2) да приведут к тебе юницу рыжу непорочну, яже не имать на себе порока, (3) и дадут Елеазару, и да заколют пред ним. Юница рыжая, заколаемая жрецом, назначалась не для жертвы, как показываешь пепел юнчий, который был употребляем для очищения имеющих нужду в очищении. И как юница вся предавалась всесожжению, то из сего видно, что жрец и не для своей потребности заколал ее.

(18) И да возмет иссоп и омочит в воду муж чист, и да воскропит на дом и на сосуды. Иссоп и (6) соскание червленое употребляемы были, по их многоценности, как вещи, которые надлежало покупать, что в глазах народа придавало более важности делу, и он не мог пренебрегать сим, как чем-либо нестоющим никаких издержек.

Глава 20

(10) Созва Моисей и Аарон сонм пред камень, и рече к ним: послушайте непокоривии, еда из камене сего изведем вам воду? (12) понеже не веровасте Мне освятити Мя пред сынми израильтескими. Поелику Моисей не прославил Господа и не явил силы Его на камне, укорял народ; то и сам укорен за то, что, вопреки прежним примерам, ударил в камень два раза, когда вода была уже дана.Глава 21(6) И посла Господь на люди змиев ядовитых, и угрызаху людей. Потом (7) помолися Моисей о тысячах угрызенных, и был услышан. Но если он и сам согрешил: то почему не молился о душе своей? Хотя молился он, чтобы войти ему в землю обетованную, но не молился о прощении ему греха. А если он согрешил, то надлежало ему заботиться об отпущении греха, а не о земле ханаанской. Лучше было ему очистившись умереть в пустыне, нежели виновному в грехе войти в землю и увидеть ее. Значит, не молился он о грехе, потому что не было греха; молился же о земле, потому что желал войти в нее. Но чего желал он, того не дал ему Бог, а даровал, что было больше просимого. Ибо овладение землею было отложено на долгое время, а ему предварительно дано увидеть ее.(9) Сотвори змию медяну, и бысть егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше. Евреев за то, что роптали на манну - хлеб ангельский, угрызали змеи, которые питаются прахом, и не ропщут на то. Пред дверьми скинии воздвиг Моисей сие изображение, чтобы туда обращали взор свой отвратившиеся мыслью от Бога, и чтобы досточтимым для них соделалось место, из которого исходило им врачевание. Представлен же в сем образ Того, Кто сказал: якоже Моисей вознесе змия в пустыни для исцеления сынов народа своего, тако подобает вознестися Сыну человеческому (Ин.3:14) на крест для спасения вех народов.(17) Тогда воспе Израиль песнь сию: восходи кладезь, пойте ему. (18) Кладязь сей ископаша князи, изсекоша его вожди народа, жезлами своими указали от пустыни в Манфанаил. Сказано: ископали кладезь князи, то есть, ископали принадлежавшие к дому Моисееву, иссекли вожди народа, то есть, начальники колен, указали его жезлами своими, то есть, властью своею. Говорят, что за Евреями шел и камень, и когда стояли они на одном месте, истекали двенадцать источников, а когда переходили с одного места на другое, источников не было, но не лишались однако же и воды; когда же приходили на место, тогда бывшие из дома Моисеева и начальники колен выходили с жезлами своими, воспевали хвалебную песнь, и источники наполнялись обильно водою. От пустыни в Манфанаил; (19) от Манфанаила в Наадиил, от Наадиила в Вамоф, долину на верх холма. Верх холма изображает естество Божие; Вамоф - Престолы; Наадиил - Ангелов; Манфанаил - Пророков; пустыня - явление Апостолов и призвание народов.(27) Сего ради говорят приточницы: приидите во Есевон, то есть, придите Евреи в наследие свое. Да соградится и созиждется град Сион; хотя город сей был разрушен, когда овладели им сыны Израилевы, однако же после возобновили и воссоздали оный сыны Рувимовы, когда получили в наследие себе.Глава 22