Толкование на деяния святых апостолов

Восстание и клеветы иудеев против Стефана; его речь о завете Бога с Авраамом и о двенадцати патриархах.

О гонении на Церковь и о смерти Стефана.

Об уверовавшем и крестившемся со многими другими волхве Симоне.

О том, что дар Духа Святого сообщается не за серебро и не лицемерам, но верующим по вере их.

Что Бог ущедряет спасение людям добрым и верным, это видно из примера евнуха.

О Божественном с неба призвании Павла на дело апостольства Христова.

О расслабленном Енее, исцеленном в Лидде Петром.

О том, как явился Корнилию ангел, и как снова было с неба воззвание Петру.О том, как Петр, осуждаемый апостолами за общение с необрезанными, рассказывает им по порядку все, что случилось, и как тогда же посылает Варнаву к братиям, бывшим в Антиохии.ророчество Агава о голоде, имевшем быть по всей вселенной, и помощь (оказанная верующими антиохийскими) братиям в Иудее.Убиение апостола Иакова; здесь же о наказании стражей и о горькой и гибельной смерти нечестивого Ирода.О Варнаве и Савле, посланных Божественным Духом в Кипр, и о том, что сделали они именем Христовым с волхвом Елимою.Богатое назидание Павлово во Христа, на основании закона и пророков, с историческим и евангельским характером.О том, как, проповедуя Христа в Иконии, апостолы были изгнаны оттуда, после того, как многие уверовали.Об исцелении апостолами в Листре хромого от рождения; вследствие чего они приняты были жителями за сошедших к ним богов; Павла побивают камнями.О том, что не должно обрезывать обращавшихся язычников; рассуждения и постановление апостолов.О наставлении Тимофея и об откровении Павлу отправиться в Македонию.О возмущении, происшедшем в Фессалонике вследствие проповеди (евангельской), и о бегстве Павла в Берию и отсюда в Афины.О надписи на жертвеннике в Афинах и о мудрой проповеди Павла.Об Акиле и Прискилле, о скором уверовании коринфян и о бывшем по предведению благоволении Божием к ним; что сообщено было Павлу чрез откровение.О крещении уверовавших в Ефесе, о сообщении им дара Духа Святого, по молитве Павла, и о совершенных Павлом исцелениях.О смерти и воззвании к жизни Евтиха молитвою Павла в Троаде; пастырское увещание пресвитерам ефесским.Пророчество Агава о том, что имеет случиться с Павлом в Иерусалиме.Иаков увещевает Павла не запрещать евреям обрезываться.О возбужденном в Иерусалиме возмущении против Павла и о том, как тысяченачальник отнял его из рук толпы.О том, что перенес Павел, явившись в синедрион, что говорил и что сделал.О ковах, какие замышляли иудеи против Павла, и об их доносе на него Лисию.Об обвинении Павла Тертиллом пред игемоном и об его оправдании.О преемнике Феликса Фисте и образе действий последнего. Прибытие Агриппы и Верникии и сообщение им сведений о Павле.Исполненное весьма многих и весьма великих опасностей морское путешествие Павла в Рим.О том, как Павел прибыл в Рим из Милета.О беседе Павла с иудеями, бывшими в Риме.Святого отца нашего Иоанна Златоуста предуведомление к Деяниям святых апостоловМногим, а не одному кому-нибудь, неизвестны ни самая книга, ни тот, кто составил и написал ее. Посему я признал необходимым приняться за это толкование, с целию и научить незнающих и не допустить, чтобы такое сокровище было неизвестно и скрывалось под спудом; потому что не меньше, чем самые евангелия, может доставить нам пользы проникновение таким любомудрием и таким правым учением и особенно тем, что совершено Духом Святым. Итак не будем опускать из внимания этой книги, напротив со всевозможным тщанием изучим ее; потому что в ней можно видеть исполнившимися на самом деле те предсказания Христовы, какие заключаются в евангелиях; в ней можно видеть также истину блистающею в самых делах, и большую перемену к лучшему в учениках, произведенную над ними Духом Святым; в ней можно найти догматы, которые никем не были бы так ясно понимаемы, если бы не было этой книги; без нее сущность нашего спасения осталась бы сокровенною и некоторые из догматов учения и из правил жизни остались бы неизвестными.Но большую часть содержания этой книги составляют деяния апостола Павла, более всех потрудившегося. Причиною этого было и то, что писатель этой книги, блаженный Лука, был учеником Павла. Его любовь к учителю видна и из многого другого, но в особенности из того, что он неотлучно был при своем учителе и постоянно следовал за ним; тогда как Димас и Гермоген оставили его, - один отправился в Галатию, другой в Далматию. Послушай, что говорит о Луке сам Павел: Лука един есть со мною (2 Тим. 4, 10); и посылая послание к коринфянам, говорит об нем: егоже похвала во евангелии по всем церквам (2 Кор. 8, 18); также, когда говорит: явися Кифе, таже единонадесятим, по благовествованию, еже и приясте (1 Кор. 15, 1, 5), разумеет его евангелие; так что никто не погрешит, если этот труд Луки (книгу Деяний) будет относить к Нему; говоря: к Нему, я разумею Христа.