Толкование на Правила Апостолов

Примечания:

17. Ambros., in II Сог. 11,2 [Migne, s.l, t.17, col.320]. - Ignat., ep. ad Philadelph. [Migne, s.g., t.5, col.697-708|. - Clem. Alexandr. Strom. III,6. [Migne, s.g., t.8, col.1148-1161]. - Euseb. Hist. eccl. III,31 [Migne, s.g., t.20, col.280, 281] и т.д. См. Beveregii in h. c., p.18.

18. Вместе с Дрейем (упом. соч., S.340-341) - J. Zhishman (Eherecht, S.453) думает, что это правило издано против Евстафия Севастийского (мой "Зборник" правил, 2 изд., стр.XXXXIV), фанатика безбрачной жизни. Евстафий жил в половине IV века, стало быть, после I Всел. Собора, и поэтому нужно бы допустить, что Ап. Правила, или, по крайней мере, это (5) правило, издано после I Всел. Собора, что является невозможным, как видно из сказанного нами о происхождении сборника Ап. правил вообще.

19. Ср. архим. Иоанн, "Церковное запрещение и разрешение" (Прав. Соб. 1860. III,367 и сл.). - Ив. Милованов, "О преступлениях и наказаниях церковных" (Христ. Чт. 1887. I,508 - сл. 1888. I, 110 и сл.). - Н. Суворов, "О церк. Наказаниях", Спб., 1876. - Еп. Никодим Милаш, "Црквено казнено право", Мостар. 1911. - Nic. Munchen, "Das Kanonische Gerichtsverfahren und Strafrecht", 2. Bde. Koln, 1865-66. - Dr. F. Kober, "Die Suspension der Kirchendiener", Tubingen, 1862. - Dr. F. Kober, "Der Kirehenbann", Tubingen, 1863. - Dr. F. Kober, "Die Deposition und Degradation", Tubingen, 1867. - Dr. K. Kellner, "Das Buss-und Strafverfahren gegen Kleriker", Trier, 1863 - Dr. Ed. Katz, "Ein Grundriss des kan. Strafrechts", Berlin, 1881. - Dr. Paul Hinschius, "Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten", Berlin, 1886-1897 (В этой книге речь идет об уголовном праве в IV т., стр.691-864, в V т. и в первой части VI тома).

20. Communionis unum est nomen, sed diversi sunt actus. Aliud est communicare episcopum cum episcopo et alium communicare laicum cum eplscopo. Optat. Milev., De schismate Donatistarum. lib. VII,6 [Migne, s.l., t.11, col.1093,1094].

21. Втор.19:21; Мф.5:38-39.

22. Мф.7:2; Мк.4:24; Лк.6:38; Кол.3:25; 2Сол.1:6,8; Иак.2:13.

23. 1Пет.2:14.24. Рим.13:4.25. Hinschius, System., IV, 747. Anm. 10.26. Подобное этому читаем у Суворова: "Церковное наказание есть воздействие (reactio) против церковного преступления" (О церк. нак., стр.13), а в связи с этим он утверждает, что "церковные наказания могут состоять только в лишении благ или прав церковных", т.е. в известном зле. Ср. Hinschius., System., IV,747, где это учение изложено подробно.27. Ап. пост., II,48.28. Ср. Анкир., 16, 17, 21, 24, 25; Неокес. 1; VII Всел. 1, и т.д.29. 1Тим.3:2; 7:10; Тит.1:6 и сл.30. Ап. пр. 74; II Всел. 6; IV Всел. 21; Карф. 8, 19,129, 131.31. Ап. правило, говоря о наказании, которое следует наложить на пресвитера, отпавшего от своего епископа, добавляет, что это следует делать εά ί, ί ευέ, ί ί ά (Аф. Синт., II,39).32. Ап. пост., II, 48; IV Всел. 19. В смысле выговора, о котором упоминает IV Всел. 19 пр., следует разуметь и 25 пр. Антиох. и 13 пр. Сердик. собора.33. В правилах за подобные преступления определяется наказание виновного низвержением с высшей иерархической степени на низшую (с епископской на пресвитерскую, см. Трул. 20, Лаод. 10). Но это противоречит 29 правилу IV Всел. Собора, которое говорит, что - ίεουί, έίοο εί ευέο" ό έε; и следовательно, по толкованию Зонары и Вальсамона, 20 Трул. правило (Аф. Синт., II, 349, 350) должно понимать так, как сказано у нас в тексте. Основные же соображения об этом см. в толковании 29 пр. IV Всел. Соб. и 20 пр. Трул. Собора.34. В правилах упоминается еще одно наказание, а именно, что некоторые не могут быть возведены в высшую иерархическую степень за известные случайно совершенные ими проступки (Трул. 3). Впрочем, это послужило только поводом к изданию положительного закона по предмету, о котором до тех пор не было точного предписания.35. Анкир. Собора 1 правило относительно этих лиц предписывает: "да не лишаются чести седалища, но да не имеют власти совершати приношение, проповедовать и вообще священническое что-либо действовать".Правило 6. Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священнаго чина