Тайна примирения

Умудрись положить в основание путешествия твоего страх Божий и в немногое дни окажешься при вратах Царствия.

Прп. Исаак Сирин

Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.

Флп. 1,21

Умереть нынче не мудрено. нынче труднее научиться жить.

Св. Патриарх Тихон

Жил богатый человек, жил хорошо и пышно. Ибыл другой, Лазарь, который лежал в струпьях у его дверей и желал напитаться хотя бы крошками, падающими со стола богача, но никто ему их не давал. Ивот оба умерли. Лазарь попал в лоно Авраамово, а богач в место мучений. Итогда богач просит Авраама, чтобы пришел Лазарь, омочил перст в воде и облегчил его муки, но Авраам отказывает ему в этой милости. Тогда богач просит, чтобы Лазарь пришел к его братьям, предупредил, чтобы хоть они-то не погибли. "Моисея имеют пророком и пусть его слушают", отвечает Авраам. "Нет, говорит богач, не послушают, вот если кого из мертвых встретят, тогда поверят". Итогда Авраам утверждает: "Если Моисея и пророков не слушают, то если и мертвые воскреснут, не поверят" (см. Лк. 16, 2931).

Вот такая история о конце человеческой жизни и о суде. История о том, как нам умирать, потому что нет ничего более очевидного для человека, чем его будущая смерть. О своей судьбе мы ничего не знаем. Не знаем, что будет с нами через десять минут, но единственное, что мы знаем о себе с абсолютной достоверностью, так это то, что когда-нибудь умрем, как все до нас. Но вот что удивительно, человек, который совершенно точно знает, что умрет, меньше всего думает о смерти, меньше всего старается представить себе, как ему надо жить, чтобы не попасть в место мучений.За что же страдал этот богач? Что, собственно говоря, он сделал плохого? Ведь Евангелие не говорит нам, что он был дурным человеком. Он мучился, но никому мучений не желал. Даже находясь в аду, он беспокоился о своих сродниках и заботился, чтобы они не погибли. У богача, который попал в ад, было доброе сердце.Вот такой обычный человек, как все люди, только богач, попадает после смерти в место мучений. Ине потому, что богатство плохо, а нищенство хорошо. Богатство здесь означает совсем другое самодостаточность, когда человек живет в своем замкнутом мире, ничего и никого вокруг себя не замечая. В таком мире живем и мы. Или стремимся к этому воздвигнуть стену вокруг себя и никого к себе не впускать: "Ваши проблемы не мои проблемы, мы живем своим уютным мирком, и нам в нем хорошо. А Бог что? Бог есть, конечно, мы знаем, что Бог есть, и нам этого достаточно". Мы даже впадаем в уныние и отчаяние, когда Господь пытается нас потревожить в нашем самодостаточном, самодовольном мире. В Его вмешательстве мы не видим милости Божией. Но это тот самый мир, о котором святые отцы говорили, что лучше брань, чем мир, который удаляет нас от Бога.Не был бандитом и разбойником и евангельский богач, не был он и злодеем. Он был самым обычным человеком. Ив место мучений он попал только потому, что его мир был отделен от Бога. Мир богача был закрыт, но именно поэтому и Божий мир оказался закрытым для него.Так и мы: знаем, что Бог есть, но живем так, как будто Его нет, как будто нам не предстоит с Ним встретиться. Мы надеемся, что когда-нибудь потом у нас еще будет время пожить для Бога. Может быть, настанет Великий пост, и вот тогда... В этот Великий пост не получилось, может быть, мы через год что-нибудь сделаем... Но ведь следующего Великого поста может для нас и не быть. Может быть, мы сегодня выйдем из храма, и уже больше никогда в него не вернемся, и не будет у нас возможности когда-то потом что-нибудь сделать для Бога, как-нибудь Ему послужить.Так и исполняется слово, сказанное богачу Авраамом: "Если даже кто из мертвых воскреснет, не поверят". Ведь поверить не значит удостовериться. Поверить значит принять веру в свою жизнь полностью и до конца, быть поглощенным этой верой, жить со Христом.Пророки и Священное Писание говорят нам о том, каким должен быть человек. Об этом сказано в Послании апостола Павла галатам: Ношу язвы Господа моего на теле моем (6, 17). Или: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20). А в ком живет Христос, тому смерть не страшна. Для меня смерть приобретение (Флп. 1, 21), говорит апостол Павел, потому что сораспялся Христу.