Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1

Детский сад нередко в этом смысле подрывает семейные устои и семейную близость. Тем не менее, это вовсе не означает, что ребенка не следует туда отдавать. Каждая семья принимает подобное решение самостоятельно, исходя их конкретных жизненных обстоятельств. Общий же принцип, который должен при этом соблюдаться таков, что ребенок в любом случае должен жить жизнью семьи, нельзя жертвовать его интересами, исходя из желания облегчить себе жизнь, но, с другой стороны, не следует создавать для него и преимущества, которые семье не по силам, — это породит лишь эгоизм.

Иногда, по замечанию прот. Василия Зеньковского, семейное воспитание оказывается недостаточным для ребенка. Причиной этого является, прежде всего, малое количество детей в семье. Ребенку естественно жить среди маленьких, ведь у детей есть так называемая сила "взаимного детского тяготения" [4, с. 73]. Поэтому детская среда очень важна для ребенка, и в этом смысле детский сад восполняет недостатки семьи. Другой причиной называют чрезмерную заботливость и нежность родителей к ребенку, в результате чего атмосфера семьи становится порой "душной" для него.

Первоначально нежная, безотчетная привязанность ребенка к своим родителям со временем должна перерасти в твердое расположение искреннего почтения к ним, благодарности и стремления постоянно доставлять им удовольствия. Это же можно сказать и о благоразумной любви к братьям и сестрам. "Все, что природа связывает физически, любовь должна соединять нравственно", — таков закон христианской любви. [19, с. 291]. Любовь родственная не должна в то же время ослаблять общей любви к ближним. С этой точки зрения родители не должны останавливаться на одних чувствованиях, а реализовывать их на практике. Поэтому издавна добропорядочные родители благотворительность совершали руками своих детей, раздающих дары.

1. 4. Религиозное (православное) воспитание в семье

В слове "К верующему отцу" свт. Иоанн Златоуст находит, что "нерадение о детях больше всех грехов". Ревностно проповедовал он об обязанностях родителей: "Для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели. Не одно рождение делает отцов, но хорошее образование, и не ношение во чреве делает материю — но доброе воспитание" [7, с. 82]. Святитель обращал внимание и на то, что христианское воспитание детей служит делу спасения души родителей. Святой праведный Иоанн Кронштадский сравнивал детей с растениями, которые Бог вручил их родителям как садовникам. И если те привьют им добрые ростки церковности, будут заботиться об искоренении сорняков и поливать их живой водой Слова Божия, то тем самым, считал святой, они выполнят свой долг себе на радость и утешение.

Таким образом, святоотеческая литература обращает наше внимание на необходимость христианского воспитания детей. И ответственность за это лежит, прежде всего, на родителях, поскольку доказано: по-настоящему в детях воспитано только то, что воспитано семьей. С этой точки зрения целесообразно рассмотреть, по крайней мере, два вопроса: когда следует начинать религиозное воспитание ребенка в семье? Какие для этого существуют средства?

И. А. Ильин основное внимание воспитателей и родителей обращал на первые часы жизни ребенка, считая, что как только начнутся проблески сознания, необходимо позаботиться о том, чтобы они исходили от духа и будили в младенческой душе духовные состояния. Педагогически важно, отмечал он, чтобы духовность инстинкта была пробуждена до неизбежных потрясений.

Основой христианского воспитания детей в семье будет являться напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они, по мере своего возраста, будут участвовать. Это не означает, что семья должна огораживать детей от окружающего мира, готовить их к уходу из него. Готовить нужно в первую очередь к неприятию зла мира, его соблазнов и страстей. В детях необходимо воспитывать способность противостоять миру в своем сердце, способность сохранять веру среди неверия, чистоту — среди грязи и греха. Искусственная, насильственная изоляция детей от мира может в дальнейшем привести при встрече с ним к душевному надлому. Однако всегда должна чувствоваться грань: "мы и мир".Основная задача религиозного воспитания в семье — вложить в сердца детей начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя, прежде всего, членами Церкви.Начальные стадии воспитания ложатся в основном на плечи матери. Еще во время беременности ей должны сопутствовать молитва и духовное бодрствование. Свт. Феофан Затворник в своем творении "Путь ко спасению" дает ценные практические указания о том, как следует вести ребенка после его рождения по пути православного воспитания. Наиважнейшим и первым шагом религиозного воспитания ребенка в семье, по словам святителя, является крещение младенца. Очень часто приходится сталкиваться с возражениями о необходимости этого, аргументированных тем, что младенец якобы не понимает великой тайны крещения, и потому оно им не усваивается и не является "залогом" для дальнейшего духовного роста человека.С точки зрения православной педагогической мысли вопрос о крещении решается следующим образом. Таинство крещения, как и все остальные таинства Церкви, безусловно, необходимы для ребенка, поскольку создают связь души с Церковью, "вживание" в церковную жизнь. Не в том состоит религиозное воспитание, чтобы ребенок усвоил религиозную жизнь интеллектуально, для этого будет свое время. Истинный христианский путь открывается в сердце. И "лучи Божии, идущие через таинство", оседают не в нашем сознании, а в сердце. Таким образом, через крещение младенцу как бы даруется благодать Божия. В дальнейшем эту благодать родителям необходимо всячески укреплять и приумножать в ребенке.Обязательным средством в укреплении благодати крещения является научение ребенка первым молитвам. Но не столько нужно учить молиться, как делать это вместе с ним, поскольку атмосфера молитвы сильнее всего действует на душу. Постепенно в ребенке должно возрастать сознание бытия Божия, Его Всемогущества и Любви, потребность в молитве. Для этого необходимы воспитательные усилия родителей, их пример и их молитвы за детей. Молитвы должны идти от сознания и чувства, поэтому смысл их надо детям разъяснять. В этом отношении родители должны быть на высоте. Необходимо помнить, что нельзя дать ребенку больше, чем сам имеешь.В то же время, как указывал прот. В. Зеньковский, важны не столько слова молитвы, как "стояние перед Господом", то есть соответствующая установка души [4, с. 71]. В этом смысле большое педагогическое значение имеют иконы, являющиеся воплощением Бога в видимой и доступной форме. Для детей религия есть система образов, поэтому иконы и вызывают у них особое почитание. Если у ребенка есть своя комната, то, безусловно, необходимо поощрять создание в ней самим ребенком уголка с иконами. Пусть взрослым не кажется, что ребенок будто бы относится к иконам как к собранию фотографий. На самом деле душа ребенка нуждается в насыщении религиозными образами. Религиозные чувства дети не могут еще выразить иначе, чем в чем-либо внешнем.Также необходимо приучать детей к посещению церкви и должному поведению в храме. Посещение храма должно стать радостным праздником, но не редким событием. Оно не должно быть и обременительным, поэтому рекомендуется на первых порах отстаивать с ребенком только часть службы. Полезно рассказывать ребенку об иконах, но не перегружать их информацией. И, конечно, необходимо чаще причащать детей во укрепление души и тела.