Толкование Евангелия

которых было

сто пятьдесят три. Усматривая в этом обильном улове несомненное чудо, Евангелист говорит:

и при таком множестве не порвалась сеть (Ин. 21, 10—11).Когда Апостолы вытащили сеть, Иисус сказал им:придите, обедайте. Когда они подошли к месту, где на углях лежала испеченная рыба, подошел туда же и Иисус, взял хлеб и рыбу, и роздал им. Молча начали они обедать,и никто не смел спросить Его: кто Ты? Да этот вопрос был бы излишним, так как они знали уже,что это Господь (Ин. 21, 12).Восстановление Петра в АпостольствеМолчание прервал Сам Иисус, спросивший Петра:Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр понял, что в этом вопросе содержится и напоминание ему его же собственных слов —если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь (Мф. 26, 33). Вспомнил он и последовавшее затем троекратное отречение свое, ираскаяние; потому не стал уже отвечать: да, я люблю Тебя больше всех, а ответил со смирением так,Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.Паси агнцев Моих, — сказал ему Иисус.После своего отречения от Христа Петр, несмотря на свое искреннее, омытое слезами, раскаяние, должен был чувствовать свой грех, должен был сознавать себя лишенным того доверия Господа, без которого нельзя и быть Его Апостолом, проповедником Его учения. Надо было получить прощение, надо было быть восстановленным в Апостольском звании, и восстановленным Самим Христом. Вот почему Иисус обращается не ко всем Апостолам с вопросом — любите ли Меня? Вот почему не всем Апостолам Он говорит — пасите агнцев Моих, — а только одному Петру. Поручение пасти стадо Христово дано всем Апостолам; это видно и из прежних обращений к ним Иисуса, и из последних слов Его, сказанных перед Вознесением на небо. Следовательно, если теперь оно дается и Петру, то для того лишь, чтобы показать этим, что он прощен и восстановлен в своем Апостольстве.Вторично спрашивает Иисус Петра:Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Теперь уже не спрашивает — любишь ли больше других, так как видит глубокое смирение Петра. Вторично Петр отвечает:так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя... Паси овец Моих, говорит Христос.Первый раз Иисус назвал Своих последователей агнцами, а второй — овцами. По мнению епископа Михаила, агнцами Господь называет членов духовного Царства Своего с точки зрения их юности, нежности и слабости, как новорожденных, которые более нуждаются в заботливом уходе за ними пастыря; овцами же называет членов Своего духовного Царства в обычном их состоянии, в совершенном духовном возрасте (Толковое Евангелие. 3. С. 553).В третий раз Иисус спрашивает Петра:Симон Ионин! любишь ли ты Меня?Повторение этого вопроса в третий раз смутило и опечалило Петра. Как бы не случилось того же, что было уже (думал он)? Ведь и тогда он уверенно говорил, что не соблазнится никогда и душу свою положит за Иисуса, а потом и отрекся от Него, да еще три раза? Вот почему он теперь не уверяет уже, а говорит:Господи! Ты всеведущ!