Толкование Евангелия

После чудесного насыщения более пяти тысяч человек Апостолы, отправленные Иисусом в Вифсаиду, плыли по морю Галилейскому;

становилось темно... дул сильный встречный

ветер, и море волновалось (Ин. 6, 17—18);

лодка их

была уже на средине моря,и ее било волнами (Мф. 14, 24). А Иисус, оставшийся на берегу, взошел на гору помолиться наедине, и около четвертой стражи ночи (то есть, по нашему счету, в четвертом часу утра)увидел их бедствующих в плавании ипошел к ним... идя по морю (Мф, 14, Мк. 6, 45-48; Ин. 6, 16-19). В темную ночь нельзя было видеть человеческими глазами происходившее расстоянии 25—30 стадий, то есть почти пяти километров; а если, несмотря на это, Иисус увидел Апостолов бедствующих в плавании то следует признать, что Он знал о постигшем Апостолов бедствии, то есть, что Он знал происходящее за пределами чувственных восприятий.Такое же знание Иисус обнаружил, исцелив заочно сына царедворца.Пойди, сын твой здоров, — сказал Он царедворцу, умолявшему Его об исцелении умиравшего сына своего. Умирающий был в Капернауме, а слова эти были сказаны в Кане (см. карту Палестины); причем оказалось, что умиравший выздоровел в тот самый час, в который Иисус сказал:сын твой здоров (Ин. 4, 46-53).Исцелив заочно бесноватую дочь хананеянки, Иисус сказал ей:пойди; бес вышел из твоей дочери. И исцелилась дочь ее в тот час (Мф. 15, 21-28; Мк. 7, 24-30).И о смерти Лазаря Иисус как Человек не мог знать, так как находился в то время от Вифании на расстоянии около двух дней пешего хождения; однако в самый день смерти его Он сказал Апостолам:Лазарь умер; и радуюсь за вас что Меня не было там, дабы вы уверовали.Все это доказывает, что Иисус знал происходящее за пределами человеческих чувственных восприятий, то есть обладал таким свойством, каким никто из людей не обладает.Мало того, Он знал и помышления людей. Апостол и Евангелист Иоанн утверждает, что Иисусзнал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал Емуо человеке, ибо Сам знал, что в человеке (Ин. 2, 24—25), то есть все, что таится в душе человека и сокрыто от посторонних людей, было открыто Иисусу, было ведомо Ему.Евангелист Лука, рассказывая об исцелении Иисусом сухорукого, утверждает, что Иисус зналпомышления книжников и фарисеев (Лк. 6, 8).То же утверждает вместе с Лукой и Евангелист Марк. Оба они рассказывают, как Апостолы, возвращаясь в Капернаум, дорогою заспорили, кто из них больше. Из их рассказов видно, что спора этого Иисус не слышал; не слышал Он этого спора, вероятно, потому, что Апостолы отстали от Него. Однако, не слышав этого спора, Иисус, по приходе в Капернаум, спросил Апостолов:о чем дорогою вы рассуждали между собою? — и, не дождавшись ответа их на этот вопрос, Сам ответил на него, сказав:кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. Этими словами Иисус доказал Апостолам, что от Него не могут укрыться ни тайные разговоры их, ни даже помышления; и Евангелист Лука прямо говорит:Иисус же, видя помышление сердца их (Мк. 9, 33-37; Лк. 9, 46-48).