Толкование Евангелия от Иоанна

Стихи 5–6… И начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан. Прииде же к Симону Петру…[787] Так как Иисус Христос прежде начал умывать, а потом уже подошел к Петру, то вероятно, что прежде Он умыл ноги Иуде Искариотскому, желая, с одной стороны, оказывать благодеяние и уважение к Своему предателю до самой смерти, чтобы и мы поступали подобным же образом, — с другой стороны, желая упрекнуть его в том, что он имеет такой замысел против столь заботливого Учителя.

Стих 6… И глагола Ему той: Господи, Ты ли мои умыеши нозе… Ты, Сын Божий? Петр сказал это в изумлении к такому делу, так как сильно благоговел пред Господом.

Стих 7. Отвеща Иисус и рече ему: еже Аз творю, ты не веси ныне…[788] чему Я учу таким делом.

Стих 7… Уразумееши же по сих…,[789] когда Я объясню. Действительно, немного спустя, Господь сказал: аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе (ст. 14). Или — уразумеешь после, т. е. когда увидишь, что Я вознесся на небо, когда сойдет на вас Утешитель, — тогда ты уразумеешь, каков Я, какое дело Я совершил и для чего?

Стих 8. Глагола ему Петр: не умыеши ногу моею во веки…, т. е. никогда. Петр стоял на своем, но из уважения и глубокого благоговения пред Учителем, то

Стихи 8–9… Отвеща ему Иисус: аще не умыю тебе, не имаши части со Мною. Глагола Ему Симон Петр: Господи, не нозе мои токмо, но и руце и главу.[790] Иисус Христос не сказал Петру, зачем Он делает это, потому что знал, что от этого Петр не убедится, а еще больше будет противиться Ему. Так как Петр противоречил Иисусу Христу вследствие сильной любви к Нему, то этою же любовью Иисус Христос и воспользовался, чтобы убедить Петра. Пригрозив ему лишением любви, Иисус Христос тотчас склоняет его и делает так, что Петр сам теперь просит о том, о чем прежде просили его, и высказывает теперь такую же готовность, какое прежде высказал сопротивление, и даже большую; потому и говорит: не нозе мои токмо, но и руце и главу. Таким образом, Петр и сначала противоречил, а потом согласился только вследствие сильной любви к Иисусу Христу.

Стих 10. Глагола ему Иисус: измовенный не требует, токмо нозе умыти, есть бо весь чист: и вы чисти есте, но не вси.[791] Чтобы ученики не подумали, что это умовение есть такое же очищение, как и крещение, Иисус Христос рассеивает такое их предположение примером: измовенный не требует, токмо нозе умыти, потому что ногами он ходит и загрязнил их, а в остальном он весь чист, потому что уже омылся; и вы чисти есте, потому что очистились уже учением, которое Я преподал вам, и отвергли уже всякую злобу и лукавство. Златоуст, изъясняя слова: и вы чисти есте, говорит, что здесь же было прибавлено: за слово, еже глаголах вам, т. е. учение. Не нужно вам очищаться посредством того, чем вы уже очистились; нужно только умыть одни ноги, по той причине, которой вы теперь еще не понимаете, а узнаете после.

Стих 11. Ведяше бо предающаго Его: сего ради рече, яко не вси чисти есте.[792] Спаситель знал отвергшегося и оскверненного.Стих 12. Егда же умы ноги их, прият ризы Своя, возлег паки, рече им: весте ли, что сотворих вам?[793] Иисус Христос спрашивает Своих учеников о том, чего они не знали, и делает это для того, чтобы возбудить в них внимание. Сначала умыл ноги ученикам, а теперь хочет объяснить им то, чего они не понимали.Стих 13. Вы глашаете Мя Учителя и Господа, и добре глаголете: есмь бо…[794] Я — таков, как Бог. Беседуя с учениками, Иисус Христос открывает Себя им. Сказав: вы глашаете Мя, вы сами Меня так называете, Иисус Христос показал, что эти названия для них не тягостны, а присоединив: есмь бо, Он ободрил эти названия и показал, что они даны Ему не из лести, а сообразно с истиной. Отсюда Он делает уже такое заключение.Стих 14. Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе.[795] Иисус Христос не сказал: если Я, по природе Своей Бог, умыл ноги вам, рабам по своей природе, то тем более вы должны умывать ноги друг другу, так как все вы одинаковые рабы; не сказал и так: если Я умыл ноги предателя, то тем более вы должны умывать ноги врагов, — но исполнив все это на деле, Иисус Христос предоставил суждение это совести слушателей.Стих 15. Образ бо дах вам…[796] Умовением ваших ног Я дал вам пример смиренного служения из-за любви.Стих 15… Да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите…,[797] смиряя Себя из-за любви и служа подчиненным. Но Спаситель был выше всякого слова и разума, а мы — земля, прах, пепел и пыль, или даже — еще ничтожнее. Если же мы не смиряемся не только пред низшими, но и пред высшими, и не умываем ног не только рабам, но и друзьям, хотя должны бы были умывать и врагам, — то какого наказания мы достойны? Мы, которые не только не подражаем примеру Иисуса Христа, но поступаем совершенно противоположным образом, гордимся и не исполняем того, что должны: и вы, говорит, должни есте друг другу умывати нозе.Стих 16. Аминь, аминь глаголю вам: несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его.[798] Поэтому если Я, Который несравненно выше вас, так уничижил Себя, то тем более вы должны делать это. Уже и то свидетельствовало об Его необыкновенном уничижении, что Он — Творец представил в Себе образец для Своих творений, и будучи несравнимым, некоторым образом все-таки сравнил Себя с ними. Такая же мысль Иисуса Христа записана и в десятой главе Евангелия от Матфея; найди объяснение места: несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего и т. д. (Мф. 16, 14 и дал.). (Несть раб… пока он бывает рабом или посланником. Уже одно то, что он состоит рабом, или посланником, показывает, что он меньше своего господина, или же пославшего его).