Толкование Евангелия от Иоанна

Стих 48… Отвеща Иисус и рече ему: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя.[88] Нафанаил все еще спрашивал Иисуса Христа, как человека, а Он отвечает, как Бог и говорит, что Он видел то, чего никто не видел: прежде встречи с Филиппом он был под смоковницей, когда никто не был с ним и никто его не видел. Таким образом Иисус Христос представляет непререкаемое доказательство того, что Он знает и видит то, чего не могут знать и видеть люди, поэтому указал на время, на место и на дерево, и тем самым показал, что Он слышал слова его: от Назарета может ли что добро быти. Отсюда Нафанаил еще более убедился, что Он есть Иисус Христос, так как полагал, что в противном случае Он не похвалил бы его, а оттолкнул бы от Себя. Таким образом Нафанаил уверовал в Иисуса Христа за Его пророчество и похвалу, так как пророчество бывает не только по отношению к будущему, но и по отношению к прошедшему, каково пророчество Моисея о творении мира, и по отношению к настоящему, когда, например, Иисус Христос открывал то, что было на сердце у людей.

Стих 49. Отвеща Нафанаил и глагола Ему: Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев.[89] Видишь душу, торжествующую от сильной радости и желающую обнять Его следующими словами: Ты, говорит, Тот, Которого ожидают. Но почему Петр, после стольких чудес и такого учения, исповедавший Его Сыном Божиим, назван был блаженным, а Нафанаил, сделавший это прежде чудес и учения, не назван таким? Потому что, хотя они сказали одно и то же, но не в одном и том же смысле. Петр исповедал Его Сыном Божиим по естеству, а этот Богом по благодати. Это видно из присоединения слов: Ты еси Царь Израилев, потому что Сын Божий по естеству есть Царь не только израильтян, но и всех людей, равно как и из ответа Иисуса Христа, Который возводит его к более совершенному исповеданию и научает видеть в Себе не простого человека.

Стих 50. Отвеща Иисус и рече ему: зане рех ти, яко видех тя под смоковницею, веруеши: болша сих узриши…,[90] чтобы больше поверить, а теперь мало услышав, мало и веришь.

Стих 51. И глагола ему: аминь, аминь глаголю вам, отселе узрите небо отверсто и Ангелы Божия восходящыя и нисходящыя на Сына Человеческаго.[91] (Прежде сказал: восходящыя, показывая что и до того времени они находятся при Нем и служат Ему). Без сомнения, как к истинному Сыну Божию, Ангелы Божии восходили, нисходили к Иисусу Христу, служа Ему во время страдания, воскресения и вознесения на небо: Кому Ангелы служат как рабы, Тот не простой Человек, а Бог и Владыка их. Истинно говорю вам — верующим: отныне, после того как искренно уверуете, будете видеть. Это и есть то большее, о котором Иисус Христос сказал: болша сих узриши. Под видением разумей знание, так как все ученики знали это: одни, потому что видели, а другие, потому что слышали от видевших. Что делает Иисус Христос по отношению к другим, то же самое и здесь. Высказав два пророчества, одно определенное: прежде даже не возгласи тебе Филипп, суща под смоковницею видех тя, а другое — неопределенное: узрите небо отверсто и т. д. — определенным подтверждает неопределенное. Поэтому Нафанаил замолчал, а Иисус Христос остановился на этих словах, предоставив ему по-своему обсудить все сказанное. Бросив семя на хорошую почву, Он оставил, чтобы оно в свое время возросло.

ГЛАВА II

Стих 1. И в третий день брак бысть в Кане Галилейстей…, на третий день после того, как Иисус Христос вышел из пустыни.

Стих 1… и бе Мати Иисусова ту,[92] Которую пригласили устраивающие брачный пир, как знакомую.

Стих 2. Зван же бысть Иисус и ученицы Его на брак, тоже как знакомые. Спаситель пришел, не взирая на Свое Божественное достоинство, но имея в виду пользу людей. Узаконивший брак пришел, чтобы почтить его и освятить Своим присутствием, и принявший образ раба не возгнушался присутствия на браке рабов, хотя пригласившие и не имели еще должного понятия о Нем. Они пригласили Его просто как знакомого, одного из многих.Стих 3. И недоставшу вину, глагола Мати Иисусова к Нему: вина не имут.[93] Недоставшу вину, т. е. когда была нужда в вине, когда оно истощилось. До сих пор Иисус Христос не сотворил еще чуда: но так как Матерь Его знала все относительно Его, именно — что ради Него пришел Иоанн, что он свидетельствовал об Его Божестве, что Сам Он получил свидетельство с неба, а также видела, что Он принимал учеников, то из всего этого Она поняла, что Иисус Христос начинал уже открываться людям. Поэтому Она смело просила Его совершить чудо, когда не достало вина, желая и отблагодарить пригласивших, и себя прославить могуществом Сына. Поэтому-то Иисус Христос и упрекает Ее, не оказывая этим непочтение Матери, а исправляя в том, что Она просила неблаговременно. А что Он весьма уважал Свою Мать, это видно как из многого другого, так и из того, что Он исполнил Ее просьбу. Упрекнул Ее, научая еще не требовать чудес, но оставить совершение их до соответственного времени, однако послушался Ее, уважая, как Мать.Стих 4. Глагола Ей Иисус: что (есть) Мне и Тебе, Жено… Что за нужда Нам в том, о чем Ты просишь? Что Нас заставляет так спешить? Можно и иначе понимать: что общего у Меня и у Тебя? Я, как Бог, знаю время приличное для чудес, а Ты, как человек, не знаешь этого. Не сказал: Мати, но: Жено, как Бог.Стих 4. Не у прииде час Мой. Еще не настало время для совершения чудес, о чем Ты просишь; оно наступит тогда, когда нуждающиеся в чуде узнают, что Я могу совершить его, и сами попросят об этом. Теперь просьба Матери не только была неблаговременна, но могла возбуждать подозрение и порицание. Выражение: не у прииде час Мой; никтоже возложи Нань руки, яко не у бе пришел час Его (Ин. 7, 30); Отче, прииде час (Ин. 17.1) и другие не показывают, что Он обязательно должен был наблюдать время и часы, — да и каким образом это могло быть, когда Он Творец их, — но слова эти обозначают надлежащее время и указывают, что все должно происходить благовременно и в порядке. Сказав: не у бе пришел час Мой, Иисус Христос, однако, совершил чудо из уважения, как сказано, к Матери, а также для доказательства того, что Он не служит времени, но господствует над ним.Стих 5. Глагола Мати Его слугам: еже аще глаголет вам, сотворите.[94] Поняв цель и значение слов Иисуса Христа, именно, — что уклончивость Его не свидетельствует о бессилии Его, а о том, что Он не желает, чтобы подумали, что Он Сам стремится к чудесам и хочет показать Себя, и что Он, однако, уважит просьбу Матери, — Она ставит возле Иисуса Христа готовых слуг, тоже некоторым образом вместе с Нею упрашивающих Его.Стих 6. Беху же ту водоноси каменни шесть, лежаще по очищению Иудейску, вместящии по двема или трием мерам[95] Водоносы (υδριαι) — это сосуды для воды… Они лежали для очищения иудеев, т. е. служили им для омовения, чтобы не ходить далеко к источникам и ручьям, когда нужно было помыть руки. Под шестью водоносами св. Максим разумеет шесть известных способов милостыни: накормить алчущих, напоить жаждущих, принять странников, одеть нагих, посещать больных и приходить к находящимся в темнице. Эти шесть водоносов, не имеющих соответствующего им действия, вследствие охлаждения любви, из которой они наполняются, как из источника, — Божественное слово евангельских заповедей сначала наполнило водой, т. е. благодеянием чувственным, а затем заменило его, как бы вином, благодеянием духовным, которое согревает душу, благотворно действует на ум и, уврачевав таким образом, выводит его из прежнего состояния. Каждый сосуд вмещает две или три меры, — две, вследствие двоякого рода, как сказано, благодеяния по каждому из шести способов, именно материального и духовного, — три, так как благодеяние совершается согласно с учением о Божестве Святой Троицы. Почерпают указанную воду добрые помышления, которые служат разуму. Отведавший вина распорядитель, т. е. рассудительный ум, говорит: прежде нужно было пить это хорошее вино; заботу о душе предпочитать заботе о теле. Жених — это человеческий разум, соединяющийся с добродетелью, как бы с невестою для сожительства. Оказывая честь браку этому, Сам Бог и Слово является, чтобы еще более скрепить соединение их. Можно предложить и другое объяснение шести водоносов. Под ними можно разуметь способность человека исполнять свои обязанности; она была пуста и недеятельна, но Божественное слово наполнило ее знанием сначала попечения о теле, а потом о душе, или сначала знанием практическим, а потом теоретическим, или сначала естественным, а потом сверхъестественным. Из двух мер одна есть знание всего чувственного, а другая — всего духовного, третья же мера есть откровение о непостижимом Божестве. Под шестью водоносами мы разумели способность человека исполнять свои обязанности, или потому, что Бог сотворил мир в шесть дней, а мир есть также и человек, или потому, что к пяти душевным способностям мы причисляем и самое тело. Как чистая и истинная вера делается матерью Божественного слова, евангельского благовестия.Стих 7. Глагола им Иисус: наполните водоносы воды. И наполниша их до верха. Прислужников пира делает прислужниками чуда, чтобы они сами были свидетелями этого дела. Приказал наполнить не сосуды от вина, а водоносы, чтобы не могли подозревать, что тут произошло смешение воды с осадками, оставшимися на дне от вина. Но почему Сам Иисус Христос одним словом не наполнил водоносов, но приказал служителям? Чтобы не показалось это призрачным, чтобы черпавшие воду сами заставили молчать порицающих это чудо.