Толкование Евангелия от Иоанна

Стих 19. Архиерей же вопроси Иисуса о ученицех Его и о учении Его… об учениках он спросил, где они и зачем Он собирал их, а об учении — чему и для чего Он учил? Первосвященник спросил об этом Иисуса Христа, желая обличить Его, как будто новатора и бунтовщика, в том, что Он будто бы устраивает тайные собрания и проповедует новое учение, — хотя и сам он не раз слышал учение Иисуса Христа.

Стих 20. Отвеща ему Иисус: Аз не обинуяся глаголах миру…[1015] Я открыто учил весь народ, а не одних только учеников.

Стих 20… Аз всегда учах на сонмищах и в церкви, идеже всегда Иудее снемлются, и тай не глаголах ничесоже…[1016] ничего такого, что ты предполагаешь, т. е. возмущающего народ или неугодного Богу. А разве Иисус Христос не говорил часто с учениками и тайно? Да, но не говорил ничего такого, что предполагал первосвященник.

Стих 21. Что Мя вопрошаеши; вопроси слышавших, что глаголах им: се, сии ведят, яже рех Аз.[1017] Это слова не гордого, но уверенного в истине Своего учения. Что Мя вопрошаеши? вопроси слышавших, не только учеников, но и других, которые даже не уверовали в Меня.

Стих 22. Сия же рекшу ему, един от предстоящих слуг удари в ланиту Иисуса, рек: тако ли отвещаваеши архиереови?[1018] Содрогнись небо, ужаснись земля от такой дерзости рабов и долготерпения Владыки! О, безумнейший! Что обидного ответил Господь? Не оказал ли Он скорее чести первосвященнику тем, что не изобличил первосвященника, который с коварным умыслом спрашивал о том, о чем знал? Хотя Он всех их мог рассеять, поразить, или другим каким-либо образом жестоко погубить, долготерпит и произносит слова, могущие укротить всякое зверство, но не их.

Стих 23.Отвеща ему Иисус: аще зле глаголах, свидетельствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши?[1019] Свидетельствуй о зле, т. е. скажи, что именно худого было сказано, обличи сказавшего худо (

Оправдывался же Иисус Христос для того, чтобы в случае Его молчания не сочли Его гордым, — в чем и обвиняли Его).

Стихи 24–27. Посла же Его Анна связана к Каиафе архиереови. Бе же Симон Петр стоя и греяся. Реша же ему: еда и ты от ученик Его еси; Он (же) отвержеся и рече: несмь. Глагола един от раб архиереовых, южика сый, емуже Петр уреза ухо: не аз ли тя видех в вертограде с Ним; Паки убо Петр отвержеся…[1020] Весьма обстоятельное объяснение этих слов сделано при толковании слов двадцать шестой главы Евангелия от Матфея: и вшед внутрь, седяше со слугами, видети кончину (ст. 58).Стих 27… И абие петель возгласи.[1021] Прочитай объяснение таких же точно слов в Евангелии от Матфея (26, 74).Стих 28. Ведоша же Иисуса от Каиафы в претор. Бе же утро: и тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху.[1022] И это объяснено при толковании двадцать седьмой главы (1 ст.) Евангелия от Матфея: утру же бывшу, совет сотвориша вси архиерее и старцы людстии на Иисуса, яко убити Его.[1023]Стихи 29–31. Изыде же Пилат к ним вон и рече: кую речь приносите на Человека Сего; Отвещаша и реша ему: аще не бы (был) сей злодей, не быхом предали Его тебе. Рече же им Пилат: поимите Его вы и по закону вашему судите Ему.[1024] Объяснение всего этого найдешь в толковании слов: Иисус же ста пред игемоном (Мф. 27, 11).[1025] Но почему Иисус Христос молчал, когда иудеи говорили, что Он злодей? Так как Его не спрашивали об этом, то Он только терпеливо выслушивает.Стих 31… Реша же ему Иудее: нам не достоит убити ни когоже…,[1026] разумеется — распять на кресте. Так говорили иудеи не столько потому, что находились в зависимости от римского владычества и лишены были собственной власти, сколько потому, что хотели распять Иисуса Христа на кресте, предать Его самой тяжелой и позорнейшей смерти, — что им не дозволялось законом. А что иудеи убивали другими способами, об этом свидетельствует побиение камнями Стефана.Стих 32. Да слово Иисусово сбудется, еже рече, назнаменуя, коею смертию хотяше умрети.[1027] Так сказали иудеи, чтобы исполнилось слово Иисуса Христа. Должны исполниться слова Его: и аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе (Ин. 12, 32), после которых сделано такое же замечание евангелиста: сие же глаголаше, назнаменуя коею смертию хотяше умрети (Ин. 12, 33), т. е. указывая на свою крестную смерть.Стихи 33–35. Вниде убо паки Пилат в претор и пригласи Иисуса и рече Ему: Ты ли еси Царь Иудейск; Отвеща ему Иисус: о себе ли ты сие глаголеши, или инии тебе рекоша о Мне; Отвеща Пилат: еда аз Жидовин есмь; род Твой и архиерее предаша Тя мне…[1028] Смотри объяснение слов: и вопроси Его игемон, глаголя: Ты ли еси Царь Иудейский? (Мф. 27, 11).