Толковая Псалтирь

*) Некто говорит: смотри, не говорят (верующие из язычников), что Он не попустит ногам моим ходить среди сетей, но извлечет из сети, ибо должно, как говорит, прийти соблазнам; но когда имеем очи всегда ко Господу, то ноги, при помощи Его, будут всегда исторгнуты из сетей, так что мы с радостью будем говорить: душа наша, как птица избавилась от сети ловцов; сеть сокрушилась и мы избавились.

16. Призри на мя, и помилуй мя. Как Бог призирает, это мы изъяснили в других псалмах. Смотри в 12 псалме, слова 3-го стиха: Призри и услыши меня.

Яко единород и нищ есмь азь. Почему Давид называет себя единородным, когда имел и других братьев? Ответствуем, что единородным он называет себя как одинокого и удаленного от сожительства, как и в другом месте он сказал: и от руки пса единородную мою (Пс.21, 21); а нищим себя назвал потому, что был лишен всякой человеческой помощи.

17. Скорби сердца моего умножишася. Скорби, говорит, сердца моего весьма многочисленны. Заметь, что скорби называет сердечными; это потому, что всякая скорбь, приключающаяся человеку или чрез злых людей, или чрез злые помыслы, устремляется к сердцу, которое страдает от скорбей, как самое чувствительное, более всех других частей тела.

От нужд моих изведи мя. Освободи меня, говорит, Господи, от тесных обстоятельств и угнетающих меня несчастных случаев.

18. Виждь смирение мое и труд мой. Смирением Давид называет здесь чувственно немощь тела, по сравнению с великою силою врагов его, а умственно— сокрушение души. Подобным образом и трудом именует, в отношении к чувственности телесный труд, который он испытывал, когда бегал по горам и мучился, а в умственном—душевный, который он переносил, когда воздерживался, стоял на молитве, спал на земли, и другие бедствия претерпевал *).

*) Бог, говорит некто из толковников, удостаивает труды святых своего призрения, за то, что они в трудах своих смиряются. Посему когда кто, заботясь о добрых делах, смиряет себя в трудах, тот может тогда с дерзновением говорить: воззри на смирение и труд мой. Еще некто: из сего мы заключаем, что смирение и злострадание освобождают человека от всякого греха: первое посекает страсти в душе, а второе в теле. По истине велико смиренномудрие и каждый из святых совершал путь по нему, и трудом ускорял свое шествие... Может и одно смирение привести (в Царство Божие), но не столь скоро. Оно и естественно в душе возрождается при исполнении заповедей и чем более плодов производит душа, тем более оно подобно деревьям, наклоняется к земли; а путь оного труды телесные с разумением, ибо труд смиряет тело, а вместе с телом смиряется и душа.

И остави вся грехи моя. За смирение души моей, говорит, и за телесный мой труд прости, Господи, совершенно все в прежнее время учиненные мною грехи, от которых по исповедании я удержался. Заметь, что для совершенного прощения грехов человек не только должен отстать от греха, но и сверх того иметь в сердце своем смирение, а тело подвергнуть труду и злостраданию.19. Виждь враги моя, яко умножишася. Воззри, говорит, Господи, сколь много у меня врагов, как чувственных, так и умственных.И ненавидением нераведным возненавидеша мя. Я, говорит, ничем не обидел ни чувственных и видимых врагов моих, ибо ни в чем я не оскорбил их, ни умственных и невидимых—демонов, но себя самого. Посему ненависть, которую они питают ко мне, не имеет никакого благовидного повода, но происходит от одной зависти и злости их.20. Сохрани душу мою. Сохрани, говорит, Господи, душу мою, чтоб не пала в руки неправедных врагов моих; а под душою разумей, читатель, и тело, которое живет и управляется душею.И избави мя. Избавь меня, говорит, Господи, чтобы я не подпал под врагов моих. Или можно понимать и иначе: сохрани душу мою от невидимых врагов—демонов, и избавь тело мое от видимых врагов, старающихся овладеть оным.Да не постыжуся, яко уповах на Тя. Знаю, говорит, что все ожидающие от Тебя помощи не посрамляются, но получают желаемое, как сказал в начали сего псалма (в стихе 3-м), и я не постыжусь, потому что я уповаю на Тебя, и следовательно ожидаю Твоей помощи.21. Незлобивии и правии прилепляхуся мне, яко потерпех (надеялся) Тя, Господи. Здесь воспоминает Давид о прошедшем событии. И прежде, говорит, я надеялся, то есть, ожидал твоей помощи, Господи, и не постыдился, но получил желаемое, чем привлек и многих других к подобной ревности, так что они убедились моим примером в том, что Ты один истинный и надежный помощник *). Сии-то и прилепились ко мне, то есть, соединились со мною и сделались столько возлюбленными друзьями, что полагались во всем на любовь мою, так как я поступал право и, надеясь на Тебя, ожидал Твоей помощи. Кто ж это такие? Это чуждые злобы, т. е. добрые и прямые люди, каковы праведники. Посему и за то, что я привлек их к упованию на Тебя, услышь меня, Господи!