Сад Святой Нины

Летописи наши, как сказано выше, не сохранили нам полных биографий этих святых отцов и учителей, основавших эти обители, кроме трех из них, - биографии которых известны нам весьма подробно. Остальных же из них история знает только по имени, месту их жительства и подвигов: 1) Иоанн, главный учитель и водитель святых сирийских отцов, 2) Авив, 3) Иессей, 4) Иосиф, 5) Давид, 6) Шио, 7) Антоний, 8) Пирр, 9) Зенон, 10) Стефан, И) Михаил, 12) Фаддей, 13) Исидор и 14) всегдашний и неотступный сопутник святого Иоанна Илия диакон.

Ангел возвестил католикосу о прибытии людей Божиих.

Вскоре вся Церковь Иверская подчинилась проповеди святых. Места, избранные ими для жительства, сделались рассадниками просвещения и нравственности и служили грузинскому народу крепкой стеной Православия. Училища, основанные прежде при главных храмах и епископских кафедрах, теперь всецело перешли в обители этих святых. Вся тогдашняя образованность всего духовенства и народа перешла в руки благочестивых иноков, руководящих народной жизнью и благочестием, причем не в ущерб его государственной жизни, подобно западным, - употребившим во зло народное доверие. Из их обителей выходили впоследствии строгие проповедники слова Божия, грозные разрушители огнищ Зороастра и непобедимые противники ислама, мечтающего подавить своей силой Грузию в частности и христианство вообще.

Говоря одним словом, сирийские отцы были для новопросвещенных христиан Грузии тем же, чем была святая Нина для языческой Грузии. Труды их неисчислимы, и подвиги их невообразимы. Несмотря на пройденные уже четырнадцать столетий до наших дней, Грузинская Церковь носит на себе явные следы их попечения. 111

Католикос Евлавий предоставил им возможность проповедовать по всей Грузии. Из их числа трех возвел на епископские кафедры. Святому Авиву дал упразднившуюся кафедру Некресскую, святому Иессею - Цилканскую, а впоследствии для святого Иосифа в северо-западной Кахетии открыл новую кафедру Алавердскую, предоставив таким образом святым отцам водительство своей Церковью, в чем, конечно, и не ошибся. Умирая, завещал всю Иверскую Церковь Иоанну, поселившемуся вблизи католикосского престола на горе Зедадзени. Под влиянием упомянутого святого отца на упраздненный престол Парсман VI возвел Макария. 112

Макарий, человек высокой жизни и ученик святых отцов, оправдал надежды святого Иоанна. Вступив его на католикосский престол, действовал во всем по руководству святых отцов. Правление его ознаменовалось для Грузии многими достопримечательностями. Во-первых, при нем начали строиться главные обители, основателями которых были сами святые отцы, а освещал их сам католикос. Аавра святого Шио освящена была им в присутствии самого царя и приведена в настоящее благолепие, снабжена богослужебными книгами и замечательной драгоценной утварью 113. Впоследствии в ней была сосредоточена вся духовная образованность Западной Грузии. При нем же получила свое основание, в свою очередь, другая знаменитая лавра - преподобного Давида, носившая название грузинской Фиваиды и сделавшаяся источником духовно-гражданского просвещения по всей Юго- Восточной Грузии. Другие обители - святого Иосифа Алавердского и Стефана Хирского сделались центром просвещения и рассадниками христианства в Северо-Восточной Грузии. Обители остальных святых отцов, как-то: Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Фаддея Степанцмидского, Зенона Икалтского, Антония Мартмкобского и др., игравшие в судьбе Грузии немаловажную роль, были также освящены упомянутым католикосом и служили рассадниками христианского просвещения в тех местах, где возникли. Царь взял на свое попечение главные обители царства, содействовал во всем украшению их и снабжал всеми необходимыми принадлежностями.

В то время как царь и католикос, под руководством великих просветителей, святых сирийских отцов, приводили всю Грузинскую Церковь в церковное благочиние, народы Северо- Западной Грузии - лазы и остальные абхазские горцы, входившие в то время в состав греческих провинций, принимали христианство попечением благочестивейшего императора Юстиниана Великого. Горские племена, обитавшие рядом с греческими владениями на Черном море, постоянной борьбой беспокоили пределы империи. Поэтому Юстиниан задумал с помощью Парсмана подчинить их своей власти, введением между ними христианства навсегда прекратить кровопролитные нашествия горцев и тем оградить империю от вторжения персидских полчищ.

Желание императора весьма скоро приведено было в исполнение. Парсман, по приглашению императора, оставил царство знаменитому своем вельможе Евагрию. Сам с огромным войском вступил в землю оссов, покорил варварский народ шапсугов; предводителей их, связав, предал в руки императора.Для большего успеха и полного водворения и утверждения христианства в этих областях император и заложил на берегу Черного моря храм в честь Божией Матери, который служил центром христианства для всей почти Западной и прибрежной Грузии. По окончании строительства его царь Бакар III содействием императора украсил его, а католикос Макарий снабдил его церковно- и священнослужителями. 114Абхазцы - древние христиане, обращенные святыми апостолами, вместе с лазами и другими народами древней Колхиды, вследствие разных исторических обстоятельств отпали от святой веры. Содействием же императора и царя Парсмана снова вошли в недра Иверской Церкви, под влиянием Зафа, царя Аазики, после удачного отпора, данного персам, соединенными силами Парсмана. Народы, соединенные под одной рукой храброго Зафа, потребовали ему царских регалий и святого крещения, на что император дал свое согласие. С получением царских почестей Заф объявил христианство господствующим по всей полосе Черного моря проповедями царского евнуха, святого и блаженного Евфратия. И таким образом от него лазо-абхазско-имеретинская Церковь начинает свое правильное существование, имея во главе Никопсийского епископа. Хотя христианство было распространено и возобновлено в упомянутых краях, но ненадолго, как увидим после. Войны персидских царей и магометанских халифов должны были на довольно долгое время приостановить движение евангельского света.Окончив дела на Востоке, император должен был заняться внутренними делами империи. В то время Церковь восточную раздирали новые учения, известные под общим названием оригенизма 115. Император созвал в 553 году в Констанополе V Вселенский Собор, на котором от лица католикоса Макария присутствовал Сотир, епископ Церкви авлонской, доставивший Иверской Церкви правила V Вселенского Собора. Таким образом волнуемая Церковь получила снова мир и единение.Царь Парсман после побед, одержанных им над горцами, мирно вернулся к себе в Грузию и молитвами святого Иоанна, великого Шио и Давида, отца грузинской Фиваиды, мирно управлял царством, занимаясь большей частью устройством некоторых храмов и крепостей своего царства. В продолжение всей своей жизни заботился единственно о внутреннем и внешнем благолепии храмов и о чистоте христианского вероучения. В 557 г. мирно скончался, оставив престол своему сыну Бакару III.Новый царь наследовал добродетели и веру своего отца. Церковь Иверская при нем снова украсилась храмами. Вся Карталиния и Кахетия, по словам летописи, были очищены от всех беззаконий, и снова стала процветать вера, насажденная святой Ниной. В царствование его умер католикос Макарий. После его смерти долго не находилось достойного пастыря, чтобы занять упраздненную кафедру. И именно в то время, когда весь Восток сотрясался монофизитскими спорами, нужен был на кафедре человек энергичный, воспитанный в высших училищах Востока и строго православный, способный не поддаться хитросплетениям врагов Православной Церкви.** *