Священная Библейская История Ветхого Завета

Общей деталью во всех преданиях является также радуга, которая появилась на небе, знаменуя собой завершение потопа. Все эти сходные детали, а также повсеместность сообщений о потопе позволяют нам утверждать, что в основе их лежит реальное событие, действительно происшедшее в мире, о котором и повествует Книга книг - Библия.

Ниже мы приводим древнейшее шумерское предание о потопе, которое было обнаружено в клинописных табличках, извлеченных из библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии.

Гильгамеш, как рассказывает нам клинописное письмо, решил обеспечить себе бессмертие и отправился в долгое путешествие, полное приключений, чтобы найти предка Утнапиштима, от которого он надеялся узнать тайну вечного существования, которой боги одарили его. Когда он достиг острова, на котором жил Утнапиштим, Гильгамеш спросил у него "Тайну Жизни". Утнапиштим сообщил ему, что когда-то жил в Шуруппаке и был верным почитателем бога Эа. Когда боги решили уничтожить человечество посредством потопа, Эа предупредил преданного ему Утнапиштима и дал такое повеление: "О, человек из Шуруппака, сын Убара Туту, разрушь свой дом, построй вместо него корабль. Не заботься о своем имуществе, радуйся, если спасешь свою жизнь. Принеси семена всякого рода живых существ в корабль, который ты должен построить. Пусть его размеры будут хорошо вымерены"'.

В соответствии с повелением бога Эа, Утнапиштим строит корабль и говорит: "На пятый день я решился на его план. Пол был 200 кв. футов. Стены были 200 футов высотой. Я дал ему шесть этажей и разделил высоту на семь. Его внутренность я разделил на девять. Шесть cap смолы вылил в печь".

Когда Утнапиштим окончил постройку корабля, он устроил роскошный пир. Он снабдил олениной и бараниной тех, кто помогал в работе по постройке и раздал "яблочный сок, пиво, масло и вино людям, что все лилось, как рекой"2.

Затем он продолжает: "Все, что я имел, я погрузил из семян всех живущих существ. Я ввел в корабль мою семью и родственников. Скот полевой, звери полевые, все мастера - я велел им- войти в него. Я вошел в корабль и закрыл мою дверь. Как только проблеск рассвета засиял в небе, пришла черная туча от основания неба. Внутри ее гремел Адад (бог грома). Ярость Адада достигла небес, превращая весь свет во тьму"3.

Боги Месопотамии, устрашенные потопом, спасаются в верхних областях неба, где имеет свое обиталище бог Ану. Прежде чем войти, "они сгибаются и съеживаются, подобно собакам". Они огорчены и расстроены тем, что случилось, и слезно, в крайне подавленном состоянии подают свою жалобу.

Но потоп бушует не переставая, как об этом повествует Гильгамеш: "Шесть дней и ночей бушевал ветер, наводнение, циклон опустошал страну. Когда пришел седьмой день, циклон, наводнение, борьба кончилась. Все это сражалось, как армия. Море сделалось спокойным, циклон совсем прекратился. И все человечество превратилось в глину. Почва была плоска, как крыша".Далее Утнапиштим рассказывает устрашенному Гильгамешу, что произошло, когда бедствие окончилось: "Я открыл окно, и свет упал на мое лицо. Корабль лежал на горе Низир". Затем Утнапиштим выпустил из окна голубя, ласточку, ворона, а когда убедился, что земля высохла, вышел из корабля и принес богам жертву.Сравнивая это предание с библейским повествованием, можно видеть, как с распространением язычества люди загрязнили чистый источник первоначального предания.Ученые о потопе6. Повсеместные предания о потопе поставили перед учеными вопрос, не являются ли эти сказания отголоском стихийного бедствия давно минувших времен, которое глубоко врезалось в память многих поколений.Этот вопрос с блеском разрешил знаменитый английский археолог Леонард Вулли, открывший в 1923 году город Ур. В гигантской мусорной свалке, которая в течение тысячелетий скапливалась под стенами Ура, когда-то шумерской столицы, он прорыл шахту и на глубине четырнадцати метров обнаружил гробницы шумерских царей третьего тысячелетия до н. э., содержащие огромные сокровища и человеческие останки. Вулли решил обязательно выяснить, что скрывается под этими местами захоронения. Когда был выкопан следующий пласт, археологи наткнулись на речной ил, в котором не было никаких следов человеческого существования. Помощники Вулли считали, что они достигли девственной почвы, но Вулли приказал копать глубже.Дальнейшие раскопки кладбища привели к. замечательному открытию. Под слоем ила толщиной" в три метра появились новые следы поселений: кирпич, мусор, пепел от костров, осколки керамики. Как форма, так и орнамент черепков гончарных изделий свидетельствовали, что они относятся к совершенно иной культуре, чем те, которые были обнаружены над слоем речного ила. Расположение пластов можно было объяснить только следующим образом: какое-то гигантское наводнение уничтожило неизвестные нам поселения неведомой древности, а когда вода отступила, пришли другие люди и снова заселили Месопотамию. Это были шумеры, которые после потопа создали самую древнюю из известных нам цивилизаций мира.