Священная Библейская История Ветхого Завета

Положение евреев в Египте после смерти Иосифа

Исх. 1

Шли годы; умерли Иосиф и его братья. Семья Иакова быстро размножалась и вскоре превратилась в целый народ, который назывался израильским, по имени патриарха Израиля, и еврейским, по имени патриарха Евера.

Этот народ, по числу двенадцати сыновей Иакова, разделился на двенадцать племен или колен. Все они жили в земле Гесем в шатрах и занимались скотоводством. Сначала израильтяне ревностно хранили веру своих отцов, но затем постепенно попадали под влияние египетских религий и становились идолопоклонниками. За отступление от веры в единого Бога - Бога Авраама, Исаака и Иакова Господь наказал еврейский народ тем, что они вскоре стали рабами египтян.

Это случилось следующим образом. Когда Иосиф достиг вершины политической власти, в то время Египтом правили фараоны гиксосы, т. е. семиты. Они силой захватили власть в Египте и стояли у власти примерно с 1720 по 1552 г. до н. э. Но вот в Египте поднялось национальное восстание против гиксосов - захватчиков. Гиксосы были изгнаны из Египта, и к власти вновь пришла династия египетских фараонов. Ненавидя гиксосов, египетский фараон всю свою ненависть излил на евреев, так как они находились в кровном родстве с гиксосами и в любое время могли перейти на сторону врагов Египта. Так, по крайней мере, думал сам фараон.

Видя, как быстро размножается это племя, он сказал своим чиновникам: "Вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]" (Исх. 1:10).

В те времена фараон возводил в дельте Нила свою столицу Раамсес, а также Пифом, город зернохранилищ и военных складов. Безоружные израильтяне представляли собой богатый источник дешевой рабочей силы. По приказу фараона евреев толпами сгоняли на строительные площадки и заставляли месить глину и делать кирпичи. Так они трудились изо дня. в день, от зари до зари, под нестерпимо палящими лучами солнца, а надсмотрщики подгоняли их палками.

Фараон, однако, обманулся в своих ожиданиях. Израильтяне, несмотря на жестокие притеснения, продолжали размножаться и в этих условиях. Тогда разгневанный владыка приказал еврейским повивальным бабкам умерщвлять при родах всех младенцев мужского пола. Но повивальные бабки не запятнали себя детоубийством, так как больше боялись Бога, нежели фараона. Фараон, однако, не отказался от своих жестоких планов и приказал палачам, чтобы они отбирали у матерей новорожденных мальчиков и бросали их в Нил. Земля Гесем была в трауре, повсюду слышались плач и стон. Со слезами покаяния вспомнили израильтяне Бога Авраама - и Господь услышал их. Для избавления евреев из египетского плена Господь избрал великого пророка и вождя Моисея.Глава V. призвание Моисея и выход Евреев из Египта. Рождение и воспитание МоисеяИсх. 2У супружеской четы из колена Левиина Аврама и Иохавед родился ребенок. Он был очень красив и доставлял радость своим родителям. Но, к несчастью, это был мальчик, заранее обреченный на смерть в водах Нила. Мать впала в великое отчаяние и, невзирая на угрозу сурового наказания, решила спрятать сына от египетских палачей. Три месяца скрывала мать свое дитя, а когда уже стало невозможно это делать дальше, она осмолила корзинку, положила в нее своего ребенка и поставила ее в тростник у берега реки. Мать ушла домой, а своей дочери Мариам поручила спрятаться на берегу и смотреть, что произойдет с младенцем.Тот, кому Господь судил спасти еврейский народ, не мог погибнуть в водах Нила. В это время на священную реку пришла купаться дочь фараона. Увидев в тростнике корзинку и слыша плач ребенка, она повелела своей рабыне достать ее из воды. Каково же было удивление царевны, когда у ног ее поставили корзинку с плачущим малышом! Она нежно склонилась над подкидышем и приласкала его, пытаясь успокоить.Дочь фараона сразу догадалась, что нашла израильского ребенка, и поскольку в глубине души она осуждала бесчеловечный приказ отца, то решила взять дитя под свое покровительство. Мариам, издали следившая за этой сценой, подошла к дочери фараона, предлагая подыскать кормилицу - евреянку для этого ребенка. Получив согласие, она кинулась радостно домой за матерью. Так по промыслу Божию ребенок благополучно вернулся в объятия своей дорогой родительницы. Ему больше не угрожала смерть в пучине Нила, поскольку никто из египетских палачей не решился перечить желаниям дочери фараона. Спустя несколько лет, когда мальчик уже подрос, мать отвела его во дворец, а дочь фараона усыновила маленького израильтянина, назвав его Моисеем, что значит "взятый из воды".Библейское повествование не сообщает никаких подробностей из ранней жизни Моисея при фараоновом дворе. Известно только, что он был "научен всей мудрости Египетской" (Деян. 7:22), т. е. получил высшее образование, какое только было доступно жрецам и правящим классам страны, державшим все научные и высокие религиозные познания в секрете от народа. Но, восприняв все доброе, что имела в себе египетская культура, Моисей в то же время сохранил в чистоте свой ум и сердце от грубого идолопоклонства и с Божией помощью утверждался в вере своих отцов (Деян. 7). Как сыну царской дочери, ему предстояла блестящая карьера при дворе. Но, живя в кругу царской семьи, он никогда не забывал, что он еврей, и всей душой любил свой многочисленный народ. Часто перед его глазами вставала картина жизни его братьев, он видел, как они страдают, как проклинают свою судьбу, слышал свист кнутов, подгонявших их на рабский труд, до него доносились их жалобы, рыдания и мольбы о спасении.