Святой Иоанн Златоуст и его враги

148. Idem. In epistulam II ad Corinthios, PG 6l, 381. Рус. пер. Т.10. С.588-589.

149. Idem, Adversus oppugnatores vitae monasticae, PG 47,331. Рус. пер. Т.1. С.69; Adversus oppugnatores vitae monasticae, PG 47,349. Рус. пер. Т.1. С.110-111.

149. Idem. In Genesim, PG 53,90,152. Рус. пер. Т.4. С.87,290; Expositions in Psaimos, PG 55,39,222,290. Рус. пер. Т.5. С.33,250-251,314; In epistulam I ad Corinthios, PG 61,9. Рус. пер. Т.10. С.362-364.

150. Gregorius Theologus. Carmina de se ipso. De rebus suis. PG 37,969. Рус. пер. Ч.4. С.232-233.

151. Joannes Chrysostomus. De Anna, PG 54,699. Рус. пер. Т.4. С.827-830. Ср. Idem. Quod nemo laedi-tur nisi a se ipso, PG 52,459. Рус. пер. Т.3. С.484.

152. Joannes Cbrysost.

153. Joannes Cbrysostomus. In illud: Salutate Priscillam et Aquilam, PG 51,195. Рус. пер. Т.3. С.197-198. Ср. Idem. In Matthaeum, PG 57,13. Рус. пер. Т.7. С.600-604. 2 Idem. In Joannem, PG 59,23. Рус. пер. Т.8. С.217.

154. Joannes Chrysostamus. In epistulam I ad Corinthios, PG 61,9. Рус. пер. Т.10. С.302-303.155. Idem. In epistulam I ad Timotheum, PG 62,501. Рус. пер. Т.11. С.719.156. Idem. In illud Habentes eundem spiritum, PG 51,289. Рус. пер. Т.3. С.308.157. Idem. De Lazaro, PG 48,1027. Рус. пер. Т.1. С.849.158. Idem. De Lazaro, PG 48,1027. Рус. пер. Т.1. С.849-851. In Genesim, PG 54,593. Рус. пер. Т.4. С.746. Homilia de legislatore, PG 56,397. Рус. пер. Т.6. С.704.159. Idem. In Genesim, PG 53,260. Рус. пер. Т.4. С.307.160. Idem. In epistulam ad Ephesios, PG 62,9. Рус. пер. Т.11. С.194.161. Joannes Chrysostomus. In Acta apostolorum, PG 60,13. Рус. пер. Т.9. С.113.162. Idem. In epistulam I ad Corinthios, PG 61,9. Рус. пер. Т.10. С.421-422,163. Joannes Chrysostomus. In epistulam ad Philemonem, PG 62,701. Рус. пер. Т.11. С.896.164. Idem. In epistulam ad Ephesios, PG 62,9. Рус. пер. Т.11. С.194.165. Idem. Inepistulam ad Ephesios, PG 62,9. Рус. пер. T.ll.C.134-135.166. "И господне, - говорит, - таяжде творите к ним. Что такое - таяжде? Благосклонно служите. Хотя апостол не сказал "служите", но словом "таяжде" он выразил эту мысль, потому что и господин служит. Не яко человекоугодницы, говорит, со страхом и трепетом, то есть со страхом Божиим, опасаясь, как бы когда-нибудь Он не осудил нас за нерадение о рабах". Idem. In epistulam ad Ephesios, PG 62,9. Рус. пер. Т.11. С.193.167. Idem. In epistulam ad Ephesios, PG 62,9. Рус. пер. Т.11. С.194-195.168. Idem. In epistulam ad Ephesios, PG 62,9. Рус. пер. Т.11. С.194-195.169. Joannes Cbrysostomus. In epistulam I ad Corinthios, PG 61,9. Рус. пер. Т.10. С.182-183.170. "Если свободным повелеваю повиноваться друг другу, - говорит апостол, - ради страха Божия, как выше сказано: повинующеся друг другу в страхе Божий, если жене приказываю бояться сюего мужа, хотя она имеет равную с ним честь, то тем более слуге. В этом нет бесчестия - уметь унижаться, вести себя скромно, уступать ближнему. И свободные служили свободным с большим страхом и трепетом... Покажи, что ты служишь как раб Христов, а не как раб человека; сделай так, чтобы твои служебные занятия были у тебя добродетелью, а не следствием необходимости. Как того, кто терпит обиды от другого, Христос убеждает и научает принимать обиду как благо для себя и терпеть ее по собственному изволению, точно так же и рабов учит апостол. Ударивший в ланиту решился на такой поступок не по мыслям того, кого он ударил, а по собственной злобе; и однако что же сказано? Обрати ему и другую (Мф.5:37), чтобы ты мог показать, что и первая не против воли твоей подставлена. Решившийся потерпеть лишний раз удар обратил и то, что было не его делом, в свое дело, когда дал поразить и другую ланиту, а не ограничился одним перенесением обиды; последнее, пожалуй, можно счесть за следствие страха, но в первом много любомудрия. Итак, ты показал бы тогда, что перенес это ради любомудрия. Так и теперь ты покажи, что несешь это рабство добровольно, а не как человекоугодник. Человекоугодник не раб Христов, а раб Христов не человекоугодник. Кто, в самом деле будучи рабом Божиим, захочет угождать человекам? Напротив, кто, угождая человекам, может быть рабом Божиим?.. Если будешь служить по доброй воле, с благоразумием, от души, ради Христа, то ты не раб. Такое рабство несет и Павел, человек свободный, когда говорит: мы рабы ваши для Иисуса (2Кор.4:5). Видишь ли, как у твоего рабства отнимается бесчестие? Подобно тому как если бы какой-нибудь человек после того, как у него отняты деньги, прибавил бы еще от себя своему похитителю, не может почитаться обнищавшим, но достаточным, не может быть причислен к потерпевшим зло, но к делающим добро, и таким благодеянием он покрыл бы своего грабителя еще большим позором, нежели какой он навлек на себя своим грабительством, - так точно в настоящем случае: если раб в самых изнурительных трудах ведет себя великодушно, показывая, что он не чувствует насилия, то от этого больший стыд для его господина". Chrysostomus. In epistulam ad Ephesios, PG 62,9. Рус. пер. Т.11. С.192-193.171. Idem. In epistulam I ad Corinthios, PG 61,9. Рус. пер. Т.10. С.184,185.172. Joannes Cbrysostomus. In epistulam I ad Corinthios, PG 61,9. Рус. пер. Т.10. С.183-186. Ср. Idem. In epistulam ad Titum, PG 62,663. Рус. пер. Т.11. С.866-867.173. Joannes Chrysostomus. In epistulam ad Titum, PG 62,663. Рус. пер. Т.11. С.864.174. Sozomenus. Historia Ecclesiastica VIII, 9, PG 67,1537-1541. Ср. Ibid VIII, 8, PG 67,1536-1537. Socrates. Historia Ecclessiastica VI, 4, PG 67,669-672.