Соборные Послания

Подлинность послания Иаковлева

Из свидетельств Оригена и Евсевия Кесарийского известно, что подлинность послания Иаковлева не всеми в древней Церкви признавалась непререкаемой, что дало повод и Лютеру в новое время сомневаться в его подлинности, так как оно содержало неприятное для Лютера утверждение, что "вера без дел мертва" (2:26) [1]. Однако, никто из известнейших и знаменитых отцов и учителей Церкви не высказывал сомнений в его подлинности.Поводом к сомнениям могло быть только то, что не все древнейшие писатели Церкви упоминают об этом послании, так как в нем мало материала для использования в их апологетико-полемических трудах, какие по преимуществу появлялись в первые времена Церкви. Кроме того, в надписании его ничего не говорится об его апостольском авторитете, так как святой Иаков, по смирению, умалчивает о своем апостольском достоинстве. Зато есть основания полагать, что такие древние христианские писатели, как Климент Римский, автор "Пастыря" Ерма, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский и Тертуллиан знали это послание. Имеется оно и в древнейшем сирийском переводе 2-го века Пешито [2].Co времени Евсевия Кесарийского всякие сомнения в подлинности этого послания прекращаются, послание признано всей Церковью и внесено в канон священных новозаветных книг. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. ^ Пешито — Сирийская церковь с самого начала христианства имела перевод ветхого и нового завета. Перевод, принятый ею, носит арамейское название "пешито" или "простой". Он сделан по еврейскому оригиналу для книг, писанных по-еврейски, и по греческому тексту, для книг писанных по-гречески или сохранившихся до нас лишь на этом языке. Он точен и верен, но без рабского буквализма. ^

Общий характер послания и его содержание

Общий характер послания чисто-нравоучительный, причем нравственные увещания Апостола отличаются особой силой, возвышенностью и аскетической строгостью. Изложение отрывочно, носит тон особенной важности и вместе с тем любвеобильности.Содержит послание всего пять глав. Материал по главам расположен таким образом:Глава первая. Надписание и приветствие (ст. 1). Учение об искушениях (2-4), о мудрости и молитве (5-8), о ничтожности богатства (9-11). Источник искушений — не Бог (12-18). Об обуздании гнева и языка и исполнении закона (19-26). Сущность подлинного благочестия (27).Глава вторая. Увещание к нелицеприятному отношению к ближним (1-13). Учение о взаимоотношении между верой и добрыми делами (14-26).Глава третья. Предостережение от самозваного учительства и от необузданности языка (1-14). Истинная и ложная мудрость (15-18).Глава четвертая. Обличительная речь против вожделений (1-3), против дружбы с миром (4-10), против злословия (11-12) и самонадеянности (12-17).Глава пятая. Обличение жестокосердных богачей (1-6). Наставление о долготерпении и злостраданиях (7-13), о таинстве елеосвящения (14-15), об исповедании грехов (16-18), об обращении заблуждающихся (19-20).

Глава первая

Учение об искушениях 1:2-4

В начале послания святой Иаков, умалчивая о своем апостольском достоинстве, называет себя "рабом Бога и Господа Иисуса Христа". Обычное у древних приветствие "радоваться" в устах Апостола, конечно, имеет особенное высшее значение радости о Господе Иисусе, как Искупителе.После приветствия святой Апостол сразу же начинает речь об искушениях, под которыми подразумевается несомненно испытание нашей веры в виде разного рода бедствий, постигающих христианина в земной жизни. Эти испытания закаляют нашу веру и возводят нас все выше и выше к нравственному совершенству через подвиг терпения.

О мудрости и молитве 1:5-8Если в борьбе с искушениями человек чувствует свою слабость, он не должен унывать и малодушествовать. Он должен просить у Бога мудрости преодолеть искушения "и дастся ему". Добродетель совершенного христианского терпения так высока, что без особой мудрости духовной, подаваемой от Господа Бога, она для слабых человеческих сил недостижима."Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой" (6) — "да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" (7-8) — главное условие для получения просимого в молитве — твердая, несомневающаяся вера. Это потому, что только посредством такой веры человек вступает в то нравственное единение с Богом, благодаря которому Божественная благодать может сообщиться душе человека.Исполненный истинной христианской мудрости радостно переносит все испытания и превратности судьбы, богат ли он или беден.О ничтожности богатства 1:9-11"Да хвалится брат униженный высотою своею" (9) — "хвалится" сказано здесь в смысле: "да утешает себя" сознанием чести и милости, предоставляемой ему Богом в перенесении различных скорбей. Все праведники страдали и за это удостаивались великой награды на Небе. Не будь скорбей, не получили бы и венцов."Богатый — (да "хвалится") унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве" (10-11) — богатый может "хвалиться", или утешать себя, лишь сознанием ничтожности, тленности своего богатства.Источники искушений — наша греховность 1:12-18"Блажен человек, который переносит искушение" (12), потому что надлежащим образом переносимое искушение способствует духовному совершенствованию человека и дает ему "венец жизни". Господь посылает людям испытания не для вовлечения их во грех, а для укрепления их сил противостоять греху. И если человек падает в борьбе с искушением, то вина в этом самого человека, потому что "каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью" (14). А Господь всегда лишь содействует добру и нравственному совершенствованию человека: "всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (17).Обуздание гнева и языка 1:19-26